Політика

Жебривский: Можно ли привлечь к ответственности высших должностных лиц государства?

21 March 2011, 16:32

На днях во втором чтении был принят новый антикоррупционный закон. Но, по моему мнению, для того, чтобы начать серьезную борьбу с коррупцией, необходимо учесть несколько составляющих. Первая: устранить причины коррупционных деяний. На сегодняшний день «притчей во языцех» стали ситуации, когда идешь к врачу - то обязательно что-то несешь, к учителю идешь - тоже несешь, и чем выше ученая степень или должность, тем дороже нужны подарки. А для того, чтобы учитель, врач или люди других профессий не нуждались в этом, им необходимо платить достойную заработную плату. Не может человек, который проучился шесть лет в университете, а затем еще два года в интернатуре, - получать зарплату две тысячи гривен! Это безумие! Подобная ситуация сегодня сложилась и в правоохранительной системе. Если здесь не будет зарплат выше среднего уровня, то соблазн получения взяток для повышения своего социального статуса останется серьезным.

Вторая составляющая касается ведения бизнеса в нашей стране: я убежден, что разрешительную систему ведения бизнеса необходимо заменить на заявочную. В этой части должна существенно работать дерегуляция экономики, чтобы на высших ступенях не получали взяток.

Антикоррупционное законодательство должно быть существенным и понятным, и в первую очередь, направлено против чиновника, у которого сегодня есть соблазн и возможность получать такие взятки. Ведь сегодня некоторые служащие говорят: «Не платите заработную плату, а оставьте только стул и ручку, чтобы я мог документы подписывать!»

И в этой части есть еще одна, самая главная составляющая: человек, который возглавляет в стране борьбу с коррупцией, должен начать с себя. Пока обычные люди и чиновники не будут видеть, что президент страны, премьер-министр, вице-премьер-министры, депутаты не прибегают к коррупционным действиям, до тех пор чиновник на низшем уровне будет брать взятки. Мол, вы миллиарды воруете, а я что, каких-то 10 тысяч долларов взять не могу? И для того, чтобы выходить к обществу с благими намерениями, нужно отдать Межигорье в государственную собственность, и не отдавать из государственного бюджета своим компаниям по 200 миллионов гривен на развитие бизнеса. Ведь даже если мы примем наилучшее законодательство, изменим дерегуляцию и подходы - ничего не будет. Люди, которых избрал народ Украины, должны отвечать этим критериям, и сами должны начать выполнять законы. И тогда у народа будет доверие, тогда люди будут понимать, что если наверху соблюдают закон, то и я здесь, внизу, должен это делать.

Если мы говорим об ответственности депутата, значит каждый из, прежде всего, представителей парламентского большинства, должен принять для себя решение голосовать исключительно своей карточкой и только за себя. Потому призывать людей к исполнению законов, самим при этом нарушая Конституцию, и голосуя шестью кнопками, как на пианино, мы не имеем никакого морального права. И без таких триединых вещей вряд ли можно говорить о серьезной борьбе с коррупцией.

Скорее всего, просто найдутся «стрелочники», которые будут отвечать по этому закону. Поскольку в нашей стране все делается так: для обычных людей действует закон, для власти - не действует.

Еще три года назад я подавал в Верховную Раду законопроект по поводу декларирования доходов и расходов как госслужащими, так и другими категориями людей. Но, к большому сожалению, профильный комитет вернул его на доработку, и желания принимать этот документ ни у кого из парламентариев не возникло.

Я только «за», чтобы в Украине было много богатых людей. Ведь чем больше в стране будет богатых людей, тем страна будет богаче. Однако, в первую очередь, нужно, чтобы чиновники декларировали свои не только доходы, но и расходы. Купил дом? За какие деньги? Приобрел классную машину? Откуда деньги на классную машину? Потому что у нас некоторые говорят, мол, мама из деревни денег подкинула на новый Мерседес, теща из села денег на дом передала, и так далее. Поэтому, одной из основополагающих вещей в антикоррупционном законодательстве является именно декларирования расходов.

Сразу хочу расставить все точки над «і» для тех читателей, которые в последнее время очень живо критикуют «под одну гребенку» всех представителей оранжевой власти, дескать, вы 5 лет ничего не делали, а теперь критикуете. Наверное, сильнее, чем я, никто не критиковал Тимошенко на посту премьер-министра за отсутствие в ее деятельности реформ и нездоровый популизм. И когда она кивала в сторону правительства Януковича, я останавливал ее и говорил: «Юлия Владимировна, посмотрите на себя. Вы с ним одинаковые». Сегодня то же самое я готов говорить и нынешнему премьер-министру: «Давайте говорить о причинах наших государственных проблем и шагах, каким образом их преодолеть, а не критиковать предшественников. Тимошенко уже на выборах люди показали желтую карточку. Поэтому уже пора отвечать за свои действия».

Многие люди говорят, что главным недостатком этого закона является то, что под него можно привлечь любого человека. К сожалению, и закон о тендерных закупках не входит в антикоррупционный пакет. Евросоюз даже приостановил помощь Украине именно потому, что этот тендерный закон плохо действует. Ведь все работы по Евро-2012 у нас идут от одного исполнителя. По этому поводу существуют достаточно большие оговорки Евросоюза, поскольку крупнейшие капвложения из государственного бюджета идут вне тендерного законодательства. У меня все время складывается такое впечатление, что мы сами не можем навести порядок в своей стране: как когда-то киевляне пригласили на княжеский престол варяга, так и сейчас нам нужно, чтобы только Америка или Евросоюз давали нам «нагоняй», и только после этого мы начнем что-то выполнять. Потому что те изменения, которые провела нынешняя коалиция и власть в закон о тендерных закупках, критикуются европейским сообществом. И без устранения этих несуразностей, которые позволяют осуществлять коррупционные деяния, Евросоюз не готов давать нам около 400 миллионов евро помощи для реформирования финансового сектора, административной реформы и других направлений. Жаль, но пока что закон о тендерных закупках является несовершенным (хотя некоторые и говорят, что он хороший) и коррупционным.

Сегодня у многих присутствует мнение, что «вот примем закон, и он ответит на все вопросы». Нет! Проблема глубже. Сейчас нам нужно полностью реформировать всю правоохранительную систему. Я думаю, многие со мной согласятся, что в суд сегодня без денег обращаться почти бесперспективно. А это ключевая ветвь власти, которая должна работать на защиту человека! Существуют проблемы и с прокуратурой, и с милицией. По новому антикоррупционному закону мы создаем еще один новый орган – по надзору за борьбой с коррупцией, но без изменения правоохранительной и судебной систем в Украине даже самый совершенный закон работать не будет.

Об ответственности главных лиц государства. Если Президент назначает человека, который будет надзирать и отвечать за борьбу с коррупцией, то возникает вопрос: может ли быть привлечен к ответственности сам Президент? Конечно, нет. И потому эта норма о привлечении высших должностных лиц государства к ответственности является лишь декларативной, поскольку мы не имеем независимого инструментария.

При всех своих недостатках (и я надеюсь, что депутатам хватит здравого смысла их исправить в стенах Верховной Рады), этот закон лучше предыдущего. Существует даже высказывание, что «любой закон - это в любом случае лучше, чем его отсутствие». А нынешняя власть сделала одно доброе дело - открыла «ящик Пандоры». Знаете, до этого времени существовала негласная договоренность «преемники не сажают предшественников, ибо они достаточно часто сменяют друг друга». Но сегодняшняя власть должна четко осознавать, что то, что они делают по Евро-2012, карая при этом предшественников, они наражаются на ответственность за эти шаги в будущем.

 

Павел Жебривский

«ForUm»

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі