Похоже, Виктор Ющенко, подписав вчера поздно вечером указ о перенесении даты внеочередных парламентских выборов с 27 мая на 24 июня 2007 года, решил идти ва-банк. Президент на собственном примере показал, что компромисс для него – понятие настолько расплывчатое и относительное, что его можно трактовать так, как угодно лично Виктору Андреевичу. И никому больше.
Чтобы как можно объективнее оценить поступок главы государства и его возможные последствия для всего украинского политического пространства, нужно вернуться на неделю назад и вспомнить, о чем тогда говорили Ющенко и Янукович.
Мысли вслух с подвохом
В прошлую пятницу состоялась очередная встреча Президента и премьера. Правда, термин «очередная» тут вряд ли уместен, так как последствия этой встречи повлекли за собой серьезные изменения в политических маневрах обеих конфликтующих сторон. На своем брифинге Виктор Ющенко произнес ключевую фразу, которую оппоненты ожидали услышать от него на протяжении месяца со дня обнародования указа о роспуске Верховной Рады – гарант согласен с тем, что дату перевыборов можно перенести на поздний срок. Какой именно - зависит, прежде всего, от договоренностей, которых президент намеревался достигнуть с премьером и коалицией. В ту пятницу Виктор Ющенко перечислил лишь некоторые из своих требований, которых, как оказалось позже, было целых пятнадцать. Но и содержания условий, озвученных во время президентского брифинга, вполне хватило, чтобы понять – компромисса, о котором заикнулся Ющенко, вряд ли возможно достигнуть. По крайней мере, за то короткое время (два-три дня), которое предопределил он сам. Речь – о пакете законов, которые гарант потребовал от коалиции принять в ускоренном темпе, дабы последняя получила послабление, касающееся даты досрочных выборов. Перечислять их здесь не стоит – достаточно сказать, что ни с одним из этих законодательных актов представители парламентского большинства не согласились бы. Что, собственно, дал понять Виктор Янукович, который в тот же день опроверг предположения о якобы найденных точках соприкосновения, сказав, что они с Президентом лишь обменялись взглядами на политическую ситуацию в стране. Далее премьер предположил, что их с гарантом ждет еще не одна встреча с глазу на глаз – и, конечно же, не ошибся.
Теперь вопрос: на что рассчитывал Виктор Ющенко, заявляя на всю страну о возможном компромиссе, хотя на самом деле он знал, что Янукович его практически сразу же опровергнет?
С большой долей вероятности можно полагать, что Виктор Андреевич уже тогда решил идти ва-банк, опасаясь, что Конституционный Суд вынесет вердикт не в пользу президентского указа. Решив перестраховаться, дабы не выставить себя на всеобщее посмешище, Ющенко, по сути, предложил Януковичу «обмен любезностями»: Президент, со своей стороны, приостанавливает пункт указа, в котором говорится о дате досрочных выборов. А премьер делает все возможное, чтобы КС любым способом «заморозил» дело о конституционности либо неконституционности документа, согласно которому Верховная Рада V-го созыва перестала существовать де-юре.
Правда, глава государства, по всей видимости, солидно перегнул палку, выдвинув премьеру «в нагрузку» ряд совершенно неприемлемых для последнего требований. Чтобы утрясти все детали, Ющенко и Януковичу понадобилась еще одна встреча за закрытыми дверьми, подробности которой ни одна из пресс-служб так и не обнародовала. Зато появилась информация (в силу общей засекреченности встреч на Банковой – неофициальная) о том, что Виктор Ющенко якобы согласен отказаться от политической поддержки БЮТ. В обмен на содействие Партии регионов в увольнении с поста председателя Верховной Рады социалиста Александра Мороза. Размен в принципе обоснованный. Так, если бы гарант получил согласие на отстранение Мороза, он бы решил одну из своих больших проблем: в случае, если КС все же вынесет решение не в пользу Ющенко, спикер приложит максимум усилий, чтобы поквитаться с Президентом за причиненный ему моральный и политический ущерб. Вплоть до импичмента, для которого на данный момент нет юридического обоснования, но найти которое разозленное парламентское большинство с благословления Партии регионов, несомненно, сподобилось бы. Во-вторых, отказавшись от сотрудничества с БЮТ, которое, очевидно, носит характер политической краткосрочной договоренности, Президент обеспечил бы «Нашей Украине» благоприятную почву для создания коалиции с Партией регионов в парламенте нового созыва – со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Виктор Янукович, со своей стороны, получил бы две выгоды: избавился от солидного конкурента в лице Юлии Тимошенко в борьбе за власть. И фактически руками Президента убрал бы с поста спикера ВР Александра Мороза, который ввиду скорых перевыборов начал проявлять несвойственную ему ранее активность. Ведь Мороз, по сути, замахнулся на создание третьего, альтернативного президентскому и премьерскому центру влияния на политическую ситуацию в Украине. Создание такого противовеса нежелательно ни Ющенко, ни Януковичу, а потому с лидером СПУ оба, не исключено, расстались бы без сожаления.
Однако, этого премьеру было мало. Виктор Янукович дал понять, что выполнение всех президентских требований, большая часть которых была изложена в явной ультимативной форме, возможно лишь в одном случае – если гарант отменяет свой указ полностью. И, как говорится, ни пяди родной земли врагу.
Но и тут вроде бы железобетонные позиции обеих сторон дрогнули: в среду начались политические консультации оппозиции и коалиции, на которых рассматривались те самые 15 предложений президента. Понятно, что большинство из них сразу же стали предметом ожесточенных дискуссий, которые могли растянуться на долгое время. Что, по сути, было выгодно коалиции: во-первых, срок, когда должна была решиться судьба даты выборов, отодвигался во времени, а там бы и «прогнозируемое», как сказал депутат-регионал Василий Горбаль, решение КС подоспело. А оно, это решение, и впрямь вот-вот должно появиться. Видимо, из-за этого Президент занервничал, и, не дожидаясь вердикта людей в бордовых мантиях, равно как и результатов им самим инициированных переговоров оппозиции и коалиции, решился на подписание второго «жесткого» указа – об окончательной дате проведения выборов, коей стало 24 июня 2007 года.
Президент начинает и… выигрывает?
Итак, обнуления ситуации, о которой мечтала коалиция, не получилось. Издав второй указ Ющенко практически «сжег мосты» взаимопонимания с пропремьерским лагерем. Ни о каких договоренностях и компромиссах, понятное дело, речь уже вестись не будет. Но и оппозиции в лице Юлии Тимошенко радоваться особо не стоит: хотя гарант закрепил в расписании ЦИК дату, более выгодную для БЮТ, никаких особых привилегий ей это не дает. По сути, Президент сейчас играет сам на себя, и отчасти – на свою политическую силу. Надо признать, что президентская команда вновь сумела провести коалицию, запудрив мозги ее представителям организацией той самой рабочей группы, которая должна была искать пути достижения компромисса. Игра в «отменять – не отменять указ» затянулась на месяц – срок, достаточный для того, чтобы гарант на основании статей 5 и 90 Основного Закона издал документ, которым подкрепил прежний указ о роспуске парламента и назначении даты перевыборов. Конечно, у коалиции есть полное право оспорить и этот документ в Конституционном Суде, но результат спрогнозировать достаточно трудно. Ведь многие сомневаются в том, что КС сможет вынести адекватный вердикт по первому документу. Словом, Виктор Ющенко сделал все возможное, чтобы мяч снова оказался на его половине поля.
Как будут развиваться события после «Указа№2»?
Возможно, коалиционерам не останется ничего другого, как провести съезды, утвердить избирательные списки, развернуть свои предвыборные штабы и начать агитационную кампанию. Параллельно подав иски в КС в надежде хоть как-то потянуть время – ведь для той же Партии регионов боле приемлемым сроком выборов будет осень. К тому же, Виктор Янукович, вероятно, будет добиваться от Президента новых встреч и политических консультаций – по той же самой причине.
БЮТ также придется скорректировать свои действия. Дополнительный месяц для Юлии Тимошенко – как манна небесная. Реши Ющенко назначить выборы на конец июля – начало августа – и пиши-пропало: лидер БЮТ однозначно растеряет имеющееся преимущество, так как рейтинг ее политической силы неумолимо будет распределяться между «Нашей Украиной» и креатурой президентских политтехнологов – «Народной Самообороной». Но за отведенное указом гаранта время красно-белые смогут отобрать зачетные очки у представителей «демократических» сил – той же «Нашей Украины» и ее сателлитов «Народной Самообороны» и «Украинской правицы». Хотя БЮТ и НСНУ заключили формально соглашение о сотрудничестве по устранению от власти представителей коалиционного большинства, но в нынешних условиях этот документ можно с чистой совестью выбрасывать в урну: на электоральном поле БЮТ будет играть за себя. Ведь Юлия Тимошенко понимает: Президент все более склоняется (или его окружение склоняет его) к тому, чтобы ни в коем случае не отдавать пост премьера лидеру БЮТ.
В то же время сам Виктор Ющенко решил использовать момент на полную, предав чаяния Партии регионов и БЮТ. Уже сейчас можно спрогнозировать, что на второй части партийного съезда НСНУ, на котором должны формироваться окончательные варианты избирательных списков, будет внесен важный вопрос – о том, чтобы во главе списка шел сам Ющенко. Как персона, пользующаяся наибольшим доверием среди электората. Предположение это абсурдно лишь на первый взгляд. Между тем, президентские аналитики сейчас вовсю просчитывают последствия такого шага главы государства, и не исключено, что он будет одобрен. Логика «нашеукраинцев» такова: раз Виктор Янукович стоит в списке ПР под №1, то почему первое место в списке НУ не может занять Виктор Ющенко? В нынешнем правовом и политическом хаосе вряд ли кто возьмется оценивать решение гаранта пойти на парламентские выборы как противоречащее законодательству. И именно этой ситуацией Виктор Андреевич может воспользоваться сполна – чтобы извлечь для себя максимум выгоды.
Александр Минкин, «ForUm»