Вы не заметили, как непривычно тихо стало в украинской политике? Нет, разумеется, она не онемела окончательно.
На минувшей неделе публику развлекали и коммунистическими маршами на демонстрациях 7 ноября, и грозными предупреждениями премьера нерадивым чиновникам, и окриками с Банковой, и десятками других звуков явно политического происхождения...
Но все равно не покидает ощущение, будто кто-то резко прикрутил регулятор громкости. А ведь замолчал, по сути, один-единственный политический персонаж — Юлия Тимошенко. После шумной предвыборной и послевыборной гиперактивности лидер БЮТ внезапно резко сбавила обороты. Несколько дней она вообще практически не появлялась на публике и ничего не комментировала.
Хотя поводов для громких заявлений было больше чем достаточно — взять хотя бы рост цен или уже традиционно затянувшееся начало отопительного сезона. Год назад бютовцы уже б камня на камне не оставили от действий власти. Во всяком случае, на словах. А тут — как в рот воды набрали.
Игра на нервах
Со вторника Тимошенко, правда, общается с журналистами регулярно. Нужно же кому-то объяснять прессе, почему никак не удается начать работу группы по подготовке первого заседания нового парламента. Но говорит лидер БЮТ, по сути, только об этом. И в ее голосе уже нет октябрьского куража торжествующего победителя и намного больше усталости и раздражения. Не спасают даже шутки про капусту для Николая Азарова. Тимошенко слишком сосредоточена и напряжена. Даже неискушенному в политике наблюдателю видно, как она опасается сделать неверный шаг, который может стоить ей почти гарантированного премьерства.
Регионалы откровенно пытаются на этом сыграть. Затягивая открытие сессии и намекая, что с каждым днем все больше шансов, что в решающий момент Тимошенко может не хватить голосов даже бютовцев, не говоря уже о нашеукраинцах. Бютовцы пытаются играть на опережение. Называя все более фантастические цифры взяток, которые якобы предлагают перебежчикам. И уверяя журналистов, избирателей, а заодно и самих себя, что предателей в рядах фракции нет. Мол, предлагали деньги уже пятидесяти шести депутатам, и все пятьдесят шесть отказались.
Играют на нервах партнеров и нашеукраинцы. Количество подписей под обязательством создать коалицию застыло на сакраментальной цифре 225. Что нужно делать, чтобы их стало больше, публично никто не говорит. Но сами бютовцы намекают, что от Тимошенко в очередной раз требуют гарантий того, что она не будет баллотироваться в президенты на следующих выборах. Правда, при этом на Банковой в общем-то отдают себе отчет, что еще никому в украинской политике не удавалось придумать такие гарантии, от которых при первой же возможности нельзя было бы отказаться. Знает об этом и ЮВТ, но даже устные обещания давать не спешит.
В итоге первыми нервы сдали у «НУ—НС». В бой был брошен «сливной бачок» — сайт «Реальная политика». Его и раньше использовали для провокаций, но главным образом против бело-синих оппонентов. На этот раз досталось тимошенковцам. На сайте появился «протокол» совещания, состоявшегося якобы в штабе БЮТ. В «протоколе» черным по белому написано, что Тимошенко намерена готовиться к досрочным президентским выборам.
Можно, конечно, допустить, что таким образом пытались наябедничать на Юлию Владимировну Виктору Андреевичу (а сам Виктор Андреевич был не в курсе). Но более правдоподобной остается версия, согласно которой главным адресатом «послания» была все-таки Тимошенко. Которую таким образом пытались вынудить дать четкий ответ — баллотируется или нет. Если это правда — БЮТ ответил мастерски. Назвал публикацию фальшивкой, но и обещать Ющенко поддержку на следующих выборах не стал. А Андрей Шкиль еще и добавил — мол, не тревожьтесь, коллеги-нашеукраинцы, кандидат у нас будет один, но кто именно — определимся ближе к выборам.
Ванна от спонсора
Нельзя исключать и другой версии — с помощью подобного «слива» Тимошенко в очередной раз попытались вывести из себя. С тем, чтобы она со злости хлопнула дверью и вышла из процесса создания оранжевой коалиции. И тем самым открыла путь другим, не менее заманчивым комбинациям с участием «Нашей Украины» и Партии регионов.
К оппозиционному сценарию, кстати, склоняются и многие бютовцы. Прежде всего из так называемого «политического» крыла, которые в оппозиции чувствуют себя как рыба в воде. Аргументы для убеждения лидера в общем-то лежат на поверхности. Из оппозиции удобнее стартовать в качестве кандидата на высший пост в государстве — так были избраны двое из трех украинских президентов. Планка предвыборных обещаний в 2007-м была поднята на невероятный уровень — чего только стоит лозунг возвращения вкладов за два года, — и слишком высок риск того, что выполнить их в качестве премьера Тимошенко попросту не сможет. А с оппозиционера взятки гладки, всегда можно сказать «я хотела, но мне не дали». К тому же в премьерском кресле Юлия Владимировна может быть связана по рукам и ногам — Ющенко уже выдвинул в качестве условия новый закон о Кабмине и новую Конституцию, в которой полномочия президента должны быть расширены, а премьера — сокращены.
Впрочем, перспектива еще двух лет в оппозиции откровенно не радует партийных спонсоров, а ведь именно за их счет политики должны были бы все это время существовать. Бютовские бизнесмены уверены, что и так потратили немало, чтобы рассчитывать на спокойное существование и даже расширение своего бизнеса не в далекой перспективе, а уже сейчас. Именно поэтому они ставят на премьерство Тимошенко и убеждают ее не отступать.
В определенной степени это напоминает ситуацию в Партии регионов, спонсоры которой являются едва ли не главными лоббистами сохранения Виктора Януковича при власти. Но схожесть эта обманчива, и те, кто рассматривают бютовских «капиталистов» как слабое звено, которое может выпасть в любой момент, возможно ошибаются. В прошлом созыве фракцию БЮТ покинули многие профессиональные политики, а бизнесмены остались. Поскольку, как люди прагматичные и имеющие интуицию, они хорошо понимают, какими дивидендами для них может обернуться премьерство, а в перспективе — и президентство Тимошенко. (Хотя, некоторые утверждают, что верные бизнесмены просто не успели реализовать уже достигнутые с антикризисной коалицией договоренности о присоединении к «конституционному большинству» — Ющенко подписал указы о роспуске ВР…)
То, что Юлия Владимировна пока больше склонна слушать спонсоров, подтверждается и тем, что в очередной раз в долгий ящик отложено обещанное слияние участников блока в единую партию. Никаких официальных объяснений этому нет, бютовцы в лучшем случае машут руками и говорят «не до этого сейчас». Но в общем-то не секрет, что в подобной унификации спонсоры как раз не заинтересованы. Сейчас БЮТ представляет собой своеобразную федерацию, но не партий, а региональных и бизнес-групп, находящихся под влиянием того или иного бизнесмена. Объединяет их безусловное признание лидерства Тимошенко и лояльность к ее личной команде, но «центр» при этом практически не вмешивается во «внутренние дела» групп. Даже вспыхивающие время от времени скандалы гасятся обычно в интересах бизнесмена-спонсора, поскольку он, как правило, первым добивается аудиенции у лидера. А нечастые попытки «центра» добиться проведения политики, полезной для блока, но не слишком выгодной для бютовских «капиталистов» — как это показали истории с коммунальными тарифами и земельными аукционами, — легко забалтываются на местном уровне.
Создание единой партии безусловно заставит переформатировать всю структуру блока — условно говоря от «феодальной» организации перейти к централизованной. Не исключено, что спонсорам в новой схеме может попросту не найтись места — во всяком случае, места, соответствующего их амбициям. И поэтому они не горят желанием поддерживать наполеоновские планы Иосифа Винского и других партстроителей. На стороне спонсоров — по крайней мере пока — и Юлия Владимировна. Ей так привычнее и удобнее. А «теплую ванну» любит не только президент.
Навстречу выборам
Разумеется, это не значит, что Тимошенко готова слушаться спонсоров во всем. Ее харизма, в общем-то, позволяет ходить на выборы и без них. Другое дело, что она привыкла на выборы не просто ходить, а выигрывать, причем с разгромным счетом. А для этого — как ни крути — требуются значительные средства. Кстати, именно поэтому разговорами о намерении Юлии Владимировны с места в карьер организовать досрочные президентские выборы — нашеукраинцы больше запугивают самих себя. В общем-то и юридически организовать их будет сложно — а в то, что Ющенко, вдохновленный примером Саакашвили, сам напишет заявление об отставке и перевыборах, не верит, наверное, никто. Что же касается финансов — бютовские миллиардеры уже дали понять, что нуждаются в паузе.
Позиция спонсоров, поговаривают, была и одной из причин отмены первоначально планируемого блицкрига с местными выборами. Их БЮТ обещал во время парламентской кампании, к тому же искушение развить успех 30 сентября и ковать железо, пока оно горячо, было очень большим. Но бизнесмены якобы предупредили, что готовы участвовать в забеге только после формирования правительства во главе с Тимошенко, а его до сих пор нет. К тому же, как оказалось, далеко не во всех регионах бютовцы заинтересованы в переизбрании советов — в некоторых областях они и так себя вполне комфортно чувствуют. В смене декораций заинтересованы главным образом там, где по результатам парламентских выборов у блока образовалось большинство голосов, и в ключевых городах — таких как Киев и Харьков, где БЮТ намерен серьезно улучшить результат и провести своих мэров. Поэтому вместо блицкрига в блоке теперь рассматривают возможность всеукраинских выборов в местные советы весной или — как вариант — перевыборы в отдельных областях и городах в феврале-марте.
Но эта кампания — как и подозревают нашеукраинцы — только репетиция других выборов. Ошибаются «реальные политики» из «НУ—НС» только в другом — когда предполагают (и приписывают эти прогнозы партнерам), что следующими могут стать выборы президента. На самом деле гораздо серьезнее обсуждается возможность досрочного переизбрания... Верховной Рады. Причем независимо от того, где в ближайшее время окажется Тимошенко — в кресле премьера или в статусе главного оппозиционера. Большинство в 228 голосов на двоих с ненадежным партнером бютовцев явно не устраивает. С императивным мандатом существенно изменить расстановку сил в действующем парламенте невозможно. Остаются только перевыборы. Тем более что спусковой механизм в виде 150 мандатов у БЮТ есть и даже объединять усилия с нашеукраинцами, как это было весной прошлого года, уже нет необходимости. Задача-максимум — получить 226 мест, даже если для этого придется отсеять мелкие партии и «НУ—НС». Впрочем, даже если Юлия Владимировна просто укрепит свои позиции — это будет очередным заделом перед президентскими выборами, от участия в которых ее уже не отодвинуть — ни юридически, ни политически.
В случае премьерства Тимошенко на досрочные парламентские выборы с удовольствием могут пойти и регионалы. Для них это будет едва ли не единственным шансом вернуться во власть, а технологи, безусловно, убедят их в том, что вероятности победить, будучи в оппозиции, гораздо больше. А если в оппозиции окажется сама Тимошенко, то бело-синих достаточно поманить радужной перспективой избавления от опеки президента и участия в двухпартийной системе (мол, разделим все на двоих, каждому больше достанется). Практика показывает, что они вполне могут поверить. Как говорил классик, я сам обманываться рад.
То, что Юлия Владимировна не утратила навыков политического иллюзиониста, она продемонстрировала всей Украине в четверг. Короткое общение с Владимиром Литвином, о настоящем содержании которого известно только им двоим, — и вся пресса с заголовками «Литвин согласился поддержать Тимошенко». Не удивлюсь, что после этого часть депутатов от его блока действительно нажмет кнопки «за» — мол, а чего там, в газете ж написали, как мы собираемся голосовать. Кто-то, конечно возмутится. Но вряд ли это возмущение будет слишком громким. В конце концов скептики к гадалкам просто не ходят. А их клиенты, как правило, искренне верят, что карты действительно могут сказать, чем сердце успокоится. |