Удивительно, но за несколько дней очевидная истина о том, что деньги не главное, а всего лишь средство для достижения цели, все больше утрачивает свою ясность в процессе разрастания неэффективных капиталов. И государственные капиталы здесь не исключение. Накопление стабилизационных фондов все больше похожа на вид системной стагнации. Парадокс, но государственный капитал не работает на государство!
Те реальные инновационные проекты, финансирование которых еще десять лет назад могло дать прекрасный экономический эффект, по-прежнему не реализуются. И виной здесь по-прежнему, как и десятилетия, назад, прежде всего, ограниченный интеллект государственных чиновников и их нежелание вместо бумажной работы заниматься реальными делами. Инновационные проекты ведь, помимо всего прочего, надо понимать и реально поддерживать, ставя на первый план государственные интересы.
Одно из таких инновационных направлений - это перевод всех двигателей внутреннего сгорания на более эффективное и чистое топливо, то есть на газ. Точнее, на различные виды газов и газовых смесей. Строго говоря, эти двигатели и работают на газовых смесях, но крайне грязных и малоэффективных. Смесь паров плохо очищенных фракций нефти и газов, содержащихся в воздухе, дает не просто крайне грязное, но и крайне неэффективное топливо. Только избыточной человеческой ленью и региональной технологической немощью можно объяснить, например, то, что у нас природный газ, поступающий на поверхность на ряду с нефтью, чаще просто сжигается, а в переработку как раз идет менее пригодная для использования в качестве топлива плохо очищенная и плохо разделенная нефтяная смесь. Весь транспорт работает практически на ядовитой для человека грязи. Сейчас в России на нефтяных промыслах сжигаются, по минимальным
оценкам, более 20 млрд. м3 попутного газа в год. Что интересно, уже в рамках современных технологий попутный газ легко перерабатывается в разные виды моторного топлива. Так, согласно технологиям, отработанным в ОАО «НИПИ газпереработка» (г. Краснодар), при переработке попутного нефтяного газа можно реализовать схему безотходного производства, получая на выходе большой набор различных топливных товарных продуктов: газ, подготовленный для транспорта по магистралям, авиагаз АСКТ и пропан-бутан (для наземного транспорта и быта марок ПА, ПБА, СПБТ), БГС и др. С наземным транспортом все более-менее ясно: достаточно создать разветвленную систему газовых заправок. Перевод автотранспорта на газ реальных технологических проблем не составляет. Интереснее ситуация с производством и использованием газа для авиадвигателей. И что самое смешное, мы и тут были «впереди планеты всей» уже 20 лет тому назад. Да, 7 сентября 2007 г. исполнилось как раз 20 лет с того дня, как первый в мире российский экспериментальный газолет поднялся в воздух. В 1987 г. Московским вертолетным заводом им. М. Л. Миля (МВЗ) был построен экспериментальный «газовый» вертолет Ми-8ТГ. Как отмечали специалисты, этот вертолет летал на всех режимах, характерных для вертолета Ми-8Т, и показал отличные результаты. Летный состав не заметил никаких существенных отличий в пилотировании вертолета и работе силовой установки. Двигатель запускался с первого раза, выхлоп был чистый, на стенках камеры сгорания и лопатках турбины обычных при использовании авиационного керосина сажистых отложений отмечено не было. А это, заметим, предполагает и значительное увеличение ресурса работы двигателя.
Удельный расход топлива сократился на 5% за счет более высокой теплотворной способности газа. Позднее при участии ОАО «Интеравиагаз» был создан и прошел испытания первый в мире промышленный образец Ми-8ТГ. Весной 2000 г. на выставке «Высокие технологии Новбороннского комплекса» в Москве на Красной Пресне машина получила диплом, а в феврале 2001 г. на I Московском Международном салоне инноваций и инвестиций была награждена Дипломом и
Золотой Медалью, который был способен летать как на обычном авиационном керосине, так и на сжиженном природном газе и на любой их смеси. В 1995 г. двухтопливный вертолет был показан в полете на Международном авиакосмическом салоне в Жуковском. Еще более 20 лет назад институты авиационной и нефтегазовой промышленности ЦАГИ, ЦИАМ, Гос НИИГА и НИПИ газпереработка предложили для авиационной техники топливо, альтернативное авиакеросину. Новое авиатопливо, названное влек внимание российских и иностранных специалистов и прессы. Все новое топливо; ТУ 39-1547-91, - обычная смесь газообразных углеводов.
Теперь подробнее о топливе, родов, среди которых доминирует Авиагаз АСКТ также был разработан бутан. Естественно, сейчас, когда, как хотелось бы надеяться, настало время перейти к практическим делам, возникают вопросы «государственным людям» - где деньги? Почему нет инвестиций в реальные инновации? Почему до сих пор летаем на авиакеросине, почему до сих пор керосинками небо коптим? И когда же мы увидим обычный рейсовый.
По многим показателям авиационное сконденсированное топливо заметно превосходит авиакеросин. Оно дешевле (в некоторых точках базирования авиатехники цена газового топлива и авиакеросина может отличаться в пять раз), экологически чище и
менее агрессивно по отношению к конструкционным и уплотнительным материалам.
Помимо этого, учитывая то, что вертолет семейства Ми-8 за час полета расходует около 700кг керосина, годовая экономия только на стоимости топлива при среднегодовом налете 500 ч на один вертолет может достичь 150 тыс.долл. А, например, в авиаотрядах только Северо-Запада Сибири числятся около 400 вертолетов данного типа. Нетрудно посчитать реальную экономию. При этом важное значение имеет и то, что газолет Ми-8ТГ экологически более чистый вид транспорта, а газ позволяет увеличить обычный ресурс двигателей на 30%. Примечательно, что уже в наше время работы по внедрению газотопливной технологии в авиационную технику включены в подпрограмму «Развитие производства авиационной техники малой авиации на 2008-2015 гг.». Документ проходит согласования в различных министерствах и после утверждения войдет в ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники РФ на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.». Но реального дела по-прежнему нет. Увы, пока у нас, как обычно, чиновники работают с бумагами, время настоящих дел уходит. А современный вертолет - газолет - уже 20 лет как практически готов к полетам.