Из всех достижений в области отношений государства и его гражданина, в области социальной защиты, пенсия является самым молодым. На более-менее современном уровне эта идея впервые была реализована лишь в конце 19-го века немецким канцлером Бисмарком. До этого момента мир жил по законам дарвинизма и пожилые люди подчинялись законам природы, гласящим, что выживает сильнейший. Сама мысль о пенсии и о праве на обеспеченную старость, об уверенности в завтрашнем дне в счет заслуг дней сегодняшних, для чего необходимо было создавать пенсионные фонды, показалась бы гражданам любого государства странной. Впрочем, в те времена понятие «граждане» еще не применялось, поскольку большинство стран имело монархическую систему управления, то понятие «подданные» отражало социальный статус человека более точно. Такой порядок укоренялся в сознании тех самых подданных веками - если человек не успел обеспечить за свою жизнь себя сам, то в старости заботиться о нем должны были дети, в крайнем случае – могло что-то перепасть от церковной благотворительности.
В принципе, пенсии существовали и до времен Бисмарка, но принципы, на основе которых строилась их выплата, не имели ничего общего с понятиями о социальной справедливости. Такие выплаты не олицетворяли выполнение государством обязательств перед своими подданными, а являлись частными случаями монаршей милости. Стоит ли говорить о том, что удостаивались такой пенсии лишь немногие, причем зачастую эти люди не бедствовали и без тех выплат, являясь вполне обеспеченными людьми, имеющими в своих активах множество земельных угодий и фамильных поместий. Само слово «пенсия» появилось во времена Людовика 16-го, им обозначались выплаты, производимые французским двором камергеру английского короля и некоторым другим сановникам. В свою очередь, подобную пенсию получал от английского двора Алексей Бестужев, канцлер Елизаветы Петровны, а французский дипломат Талейран полагались отчисления из русской казны во времена царствования Александра Первого. По совести, такие «пенсии» в наше время назвали бы взятками.
Самое интересное, что при назначении таких королевских пенсий возраст не играл совершенно никакой роли – значение имели лишь предпочтения правителя государства. Хотя справедливости ради стоит отметить, что предпочтения эти основывались не только на личных привязанностях, но и на военных заслугах. Войн в те времена хватало, растущее количество их героев привело к выделению понятия «военная пенсия», это уже были первые шаги к оформлению социальных гарантий, которые власть давала своим верным подданным. Но, как уже было сказано, возраст стал основанием для государственной поддержки значительно позже.
Читать другие статьи раздела "Финансы и инвестиции" каталога статей velesarticles.com.



















