Суспільство

В камнеобрабатывающей Житомирской области исчезает профессия каменотеса

20 January 2015, 10:14

 Парадоксальный факт: в камнеобрабатывающей Житомирской области исчезает профессия каменотеса. Старых специалистов можно пересчитать на пальцах обеих рук, а молодежь не очень стремится работать киркой на камне. Осенью мне пришлось общаться с одним знакомым парнем лет 25, родом с пгт Черняхов. В свое время он работал на камнеобрабатывающей фирме, долгое время не трудился, ну а сейчас воюет с сепаратистами на востоке страны. Получив небольшое ранение, парень реабилитировался дома, отдыхал, и через несколько дней должен был отправиться на Донбасс. На мой вопрос «Хочешь ли ехать на восток?» молодой мужчина с удивлением ответил: «А что мне делать здесь, трудится на камне за 3 тысячи гривен в месяц я не хочу». 

На этом примере, наверное, не стоит строить обобщений, но указанная тенденция, все же, существует: молодые люди очень часто выбирают что угодно, но только не физическую работу.

Следующий парадокс в том, что в Житомирской области готовят специалистов для работы с камнем. Этим занимается Головинское высшее профессиональное училище нерудных технологий. Но эти специалисты как- будто растворяются по дороге к месту работы. Свидетельством этого могут быть, в первую очередь, многочисленные объявления камнеобрабатывающих фирм о том, что требуются кадры рабочих специальностей, которых хронически не хватает.

А что думают по этому поводу сами каменотесы? В Житомире их осталось несколько, поэтому выбор мизерный. Мне удалось пообщаться с Беляевым Виталием Алексеевичем, который имеет за плечами десятилетия каменотесной работы.

В начале нашего разговора Виталий Алексеевич вспомнил свое детство, в частности одну картину, которую ему пришлось наблюдать в нашем городе возле  пивзавода.

«Это было в 1960-е годы. Тогда еще не было нового моста на Малеванку, дорога к пивзаводу шла по ул. Мельничной, которая была выложена брусчаткой,- рассказывает каменотес. - Однажды, после сильного ливня, брусчатку размыло. Для возобновления дорожного полотна прибыла бригада буркарей (в то время была такая профессия – люди, занимающиеся укладкой брусчатки). Все здоровые, сильные дядьки. У каждого в руках – кирка, узкая лопатка, на ногах – войлочные наколенники. Началась укладка. Взял буркарь камень в руки, покрутил, осмотрел, один точный удар молотком, брусчатка откололась там где надо. Затем камень ложится и аккуратно подбивается деревянным молоточком. Я наблюдал эту картину с восторгом. Да и теперь, после многих лет работы каменотесом, я удивляюсь профессионализму буркарей.

И еще один факт. Когда то мне рассказывал старый каменотес, что в свое время на карьерах в с. Лезники и пгт Головино работало по 200 каменотесов. Поэтому не удивительно, что именно на Житомирщине создавались настоящие шедевры из камня».

Теперь ситуация с этой профессией кардинально изменилась в худшую сторону. Многие мастера ушли из жизни, многие потеряли здоровье и сейчас уже не могут трудиться. Работоспособные часто не имеют своих мастерских, поэтому вынуждены ютиться в подвальных помещениях или арендовать площадки у камнеобрабатывающих предприятий.

Правда, есть еще специалисты по камню, работающие современным электрическим инструментом. Но речь идет как раз о каменотесах. То есть, о тех людях, которые руками чувствуют камень, которые из бесформенной глыбы ручным инструментом создают великолепные работы.

Почему же старым мастерам нет замены, почему эта профессия теряет преемственность поколений?

Мой собеседник вспоминает древнее правило «Учитель должен научить ученика, чтобы ученик превзошел учителя». Так должно быть в идеале, но в наших реалиях придерживаться указанной заповеди весьма непросто. Виталий Беляев пытался взять ученика, хотел передать ему свой опыт. Но все упирается в материальную сторону дела: нечем платить ученику, потому что нет заказов, а если попадается мелкая работа, то оплата мизерная. Другой сдерживающий фактор – состояние здоровья молодых людей, которое не позволяет заниматься тяжелой работой. Трудиться каменотесом – это значит изо дня в день орудовать молотком весом до килограмма.

Но главное, все же – оплата тяжелого труда каменотеса. Этот труд достойно не оплачивался в Украине ни в советское время, ни сейчас. Поэтому не удивительно, что те немногие, но целеустремленные молодые каменотесы покидают Украину, и где-то в других странах реализовывают себя как специалисты.

«Сын моего знакомого из Днепропетровска, будучи студентом, подрабатывал на одной камнеобрабатывающей фирме, научился работать ручным инструментом, овладел навыками каменотеса, - рассказывает Беляев. - По Интернету нашел фирму в Португалии, которой нужен был такой специалист. Уехал туда. Через год заработал там на приобретение жилья и шикарного автомобиля. Вот это мотивация».

В Украине же реалии совсем другие. Вот поэтому теряется преемственность трудовых поколений, а значит многие рабочие профессии уже не в далеком будущем станут предметом для изучения разве что архивистов.

Сергей Ткачук для Житомир.info

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі