Сегодня Украина чтит подвиг ликвидаторов самой большой техногенной катастрофы 20-го века на Чернобыльской АЭС. Именно в этот день было завершено строительство объекта “Укрытие” над разрушенными энергоблоками. Жертвой этого подвига стали тысячи отважных людей, которые потеряли здоровье и жизни. Многих из них уже нет с нами и мы сегодня должны использовать этот день для искренней молитвы за души умерших ликвидаторов аварии на ЧАЭС и здоровье живых. Житомирская областная организация Аграрной партии Украины с большим уважением относиться к этому дню, так как неоднократно проявляет свою поддержку к участникам аварии. Одним из них является заместитель главы Житомирской областной партийной организации Аграрной партии Украины Антоненко Владимир. Он поделился с нами своим опытом и бесценными воспоминаниями.
«Я попал в Чернобыль благодаря роду своей деятельности. После окончания Красноярского радиотехнического училища войск ПВО проходил службу в Казахстане на испытательном полигоне. А накануне аварии на ЧАЭС я служил в Харькове, в полку химзащиты заместителем командира батальона. 28 апреля 1986 года нас подняли по боевой тревоге. Мы строили предположения, что бы это могло означать. Пошли разные слухи, домыслы… А когда узнали про Чернобыльскую АЭС, сразу поняли: беда. Перед отправкой я попрощался со своей семьей: женой и двумя детьми. Думал, кто знает, увидимся ли еще» - говорит Владимир Александрович.
«Нашей главной задачей было проведение дезактивации, - объясняет Владимир Александрович. - Мы сами готовили дезактивирующее вещество из сухого спирта, мыла, глицерина и других составляющих. И после каждого нового выброса из реактора этой смесью нужно было обрабатывать все вокруг, причем практически вручную, поскольку насосы не справлялись с приготовленной нами смесью. Она моментально застывала и превращалась в защитную пленку, не позволяя радиоактивной пыли разноситься ветром на большие расстояния. Средства химзащиты, в которые мы были облачены, от радиации не спасали. Мы все знали, что это чрезвычайно опасно. Но делали свое дело. Были с нами и ребята срочной службы, которых я взял с собой для обучения местного гражданского населения, как правильно вести себя в подобных условиях. Солдаты объясняли, например, что если машина проезжает мимо полосы так называемого «желтого леса» (то есть мертвого леса, который погибает при облучении 1200 рентген), то нужно не ехать, а практически лететь с максимальной скоростью. Местные жители ведь совершенно не понимали, насколько все серьезно. Однажды ночью был задержан автомобиль, в котором находились пожилые муж и жена. Они везли тайными дорогами ковер, телевизор и другие ценные вещи. Когда измерили радиацию на этих вещах, выяснилось, что доза превышает 3 рентгена в час. Объяснили это людям, а они в слезы. Долго плакали. Потом мужчина взял жену за руку, вывел из машины и они медленно пошли в сторону КПП. Подобных случаев было немало, поэтому моим солдатам приходилось много рассказывать и объяснять местным жителям и призванным из запаса военнообязанным. Этих десятерых ребят уже нет в живых, и я постоянно чувствую боль и ответственность за их жизни. Но тогда я был обязан отобрать людей, многие из которых вызывались сами: «Возьмите меня!». Все мы работали на износ. Я спал всего по 4 часа в сутки, и доходило до того, что от усталости просто никого не узнавал. А сегодня я читаю в прессе о том, что мы работали по 6 часов в сутки, по выходным и праздникам отдыхали, и вообще все было не так уж сложно и опасно….
Однажды прибыла группа грузовиков. Я приподнял тент у одной и увидел, что кузов доверху набит… гробами. Оказывается, по штату военного времени батальон с гробами входил в нашу бригаду. Я подошел к командиру бригады и говорю: «Уберите их подальше от людских глаз. Представляете, каково людям будет узнать, что для них уже приготовлены гробы!» Машины отогнали в глубь леса.
Еще один жуткий эпизод. Начала прогорать оболочка самого реактора и если бы реактор рухнул в воду, скопившуюся под ним, мог произойти взрыв с выбросом всего оставшегося топлива. На тысячи километров вокруг все было бы заражено! Служащие разных подразделений принялись немедленно откачивать воду. В составе расчета был и мой подчиненный - прапорщик Бобовский – водитель харьковского завода. А затем донецкие шахтеры залили это пространство бетоном.»
Аграрная партия Украины в Житомирской области сделала и продолжает делать достаточно благих дел для наших, к сожалению, забытых «чернобыльцев». При поддержке Житомирской областной организации Аграрной партии Украины оборудовано 4 палаты для «чернобыльцев» в КП ЦГБ №1 города Житомира, а так же оказана помощь многим людям, принимавшим участие в ликвидации аварии (более 100 человек только в Народицком районе отмечены почетным знаком «ликвидатор» и материальной помощью)
В декабре 1986 года Владимир Александрович был награжден боевым орденом Красной Звезды за проявленные в Чернобыле мужество и героизм. Затем были бесконечные госпитали и лечение от десятка болезней, которые проявились после аварии. Он был уволен в запас по состоянию здоровья в 1990 году в звании полковника.
Пресс-служба Житомирской областной партийной организации Аграрной партии Украины