Політика

Анатолий Гриценко: Не нужно бояться авторитарного режима

25 April 2018, 11:14

Экс-министр обороны Анатолий Гриценко дважды участвовал в президентских выборах – в 2010-м и 2014-м годах. В первый раз он занял 9-е место, набрав 1,2% голосов, а во второй – 4-е место с результатом 5,5%. Партия "Гражданская позиция", которую он возглавляет, на парламентских выборах 2014-го года в Верховную Раду не прошла, набрав 3,1% голосов, хотя социологи накануне выборов прочили ей преодоление 5% барьера. Сейчас, согласно данным социологических опросов, шансы Гриценко на успех гораздо выше.

- Недавний рейтинг, который опубликовал Киевского международного института социологии произвел фурор. Там вы опередили Петра Порошенко и заняли третье место. Вы верите этим данным? Это соответствует действительности?

- Я знаю о других рейтингах, которые повергли Петра Алексеевича и его политическое бизнес-окружение в шок и панику до такой степени, что уже побежали с "Титаника", и к нам прибегают, интересуются, как будем жить в Украине без Порошенко. Поняли, что у того нет шансов. По данным свежих опросов, в президентском рейтинге сегодня на первом месте фамилия Гриценко, на втором Тимошенко, третий Вакарчук, Порошенко – лишь четвертый. В гипотетическом втором туре, если бы вдруг в него вышел Порошенко, он мне проигрывает с большим разрывом.

- А это закрытые опросы?

- Они потому и не публикуются. Вы заметили, с февраля рейтинги в прессе большая редкость, хотя социологи загружены постоянно? Банковая боится показать "голого короля". В последних опросах, уже второй месяц, и для меня, если честно, это приятная неожиданность, наша партия "Гражданская позиция" поднялась на второе место, после "Батьківщини", БПП – лишь на пятом. Что еще нервирует президента, так это фамилия Гриценко на первом месте в рейтинге доверия, уже больше года. Сам Порошенко опустился на девятое место, с огромным антирейтингом, который перечеркивает ему мечты о победе во втором туре. Теперь вам понятно, почему команда "фас" и госадминистрации во всех областях уже два месяца заняты размещением в местной прессе грязных публикаций против меня. Подло и мерзко, но и это Порошенко уже не спасет. Победить на выборах честно шансов у него нет. Если же Порошенко попробует удержаться в кресле незаконно, задействует подконтрольные суды или силовиков, то пусть сначала по Skype пообщается с Виктором Федоровичем Януковичем, чтобы не оказаться потом очень-очень далеко и очень-очень надолго. Мы видим рейтинги, свои и власти, но не преувеличиваем их значение – главный рейтинг покажут люди на выборах. Поэтому работаем и движемся вперед.

- Все больше разговоров о том, что Порошенко рассматривает вариант не баллотироваться на президентских выборах. Как вы считаете, это реалистичный сценарий или больше фантазия?

- Я с Порошенко не общаюсь с октября 2014 года. Что у него сейчас в голове – не знаю. Зная по предыдущему общению, а в парламенте Порошенко сидел прямо впереди меня и знаком с ним с 2004 года – мне трудно поверить, что он откажется баллотироваться. Еще и потому, что при всех проблемах, которые он создал для страны, сам Порошенко искренне верит, что он – самый успешный президент всех времен и народов, и что украинский народ должен низко ему кланяться каждое утро и еще по несколько раз в течение дня. Окружение президента мыслит трезвее и даже нарабатывает планы спасения: "давайте, ликвидируем пост президента вообще", "а может, ограничим президента парадно-ритуальными полномочиями, и пусть народ избирает кого угодно, зато мы в парламенте назначим Петра Алексеевича премьером-канцлером " и тому подобное.

- Один из вариантов, который обсуждается - это идея, предложенная министром внутренних дел Арсеном Аваковым и лидером "Народного фронта" Арсением Яценюком об изменении Конституции, предусматривающем урезание полномочий президента. И в таком случае они все коллективно поддержат Петра Алексеевича в избрании на второй срок уже с урезанными полномочиями. Как вы оцениваете сценарий превращения Украины в парламентскую республику?

- Если главная цель сохранить кого-то во власти, то такие проекты меня не интересуют вообще, они по своей сути деструктивно-червивые. Мотивация должна быть другая, интересы людей и страны. Это первое. Второе - я категорически против урезания полномочий президента. Вижу проблему, и ее видят многие - несколько центров исполнительной власти. Сейчас их два – президент и премьер. Были времена, когда их было три – еще секретарь Совбеза играл свою партию, тот же Порошенко в 2005 году. В таком режиме время от времени президент, у которого есть силовые и другие механизмы, пытаясь остаться белым и пушистым, периодически сливает премьеров. Помните "Беги, Сеня, беги", с Гройсманом сейчас та же история, и если бы в Раде были голоса, Порошенко бы его завтра же уволил. Многоголовая исполнительная вертикаль – это системная проблема, конфликтная зона, и это плохо для страны. Что делать? Вначале будет философская часть ответа, потом практическая. Философская: попробуйте найти, сразу скажу – не найдете, хотя бы один пример, за все века на всей планете, чтобы из хаоса, глубокого кризиса, при разваленной государственной машине, при неверии людей в собственную страну, да еще и в условиях войны – чтобы государства поднимались в зону успеха путем бесконечных дискуссий и балагана. Нет таких примеров! Из глубокого кризиса в устойчивый режим, с твердой экономикой и твердой демократией, выходили и выходят лишь путем авторитарного управления.

- Западная Германия…

- Там был Аденауэр (первый канцлер Западной Германии Конрад Анденауэр, - ред.). Или внешние игроки за руку ведут – "план Маршалла", "план Макартура" - или проявляются собственные авторитарные руководители, Ататюрк (создатель современной Турецкой республики Кемаль Ататюрк, - ред.), де Голль (президент Франции и лидер "Сопротивления" во времена Второй мировой войны Шарль де Голль, - ред.), Ли Куан Ю (премьер-министр Сингапура в 1959-1990 годах, - ред.), Тетчер (премьер-министр Великобритании Маргрет Тетчер, - ред.), Рузвельт (четырежды избиравшийся президентом США Франклин Рузвельт, - ред.), Рейган (президент США Рональд Рейган, - ред.), Мушарраф (президент Пакистана Первез Мушарраф, - ред.), Пиночет (президент Чили, пришедший к власти после военного переворота Аугусто Пиночет, - ред.) с оговоркой о кровавых историях, и другие фамилии. Я хочу, чтобы люди поняли одну простую вещь – не нужно бояться авторитарного режима. Это не диктатура, которая массово подавляет права и свободы людей. Авторитаризм имеет однокоренное слово - авторитет. Просвещенный авторитаризм выводит страну на новый, более высокий уровень и экономики, и на ее основе – демократии. Авторитаризм имеет две составляющие: первая – профессионализм, вторая – персональная ответственность.

Подробности читайте по ссылке

РБК-Украина

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Теги: реклама Гриценко  
Матеріали по темі