Ученые из Университета Уорвика (University of Warwick) и Хартфордширского университета (University of Hertfordshire) решили выяснить, для кого из младшеклассников преследование в школе становится настоящей проблемой. А также узнать, какие социальные факторы влияют на этот процесс.
Для исследования экспериментаторы выбрали 24 класса из 17 начальных школ Хартфордшира и Северного Лондона. Интервью взяли у 663 детей, обучающихся второй (шесть-семь лет) и четвертый год (восемь-девять лет). Детей расспросили об иерархии в классе, попросив назвать трех одноклассников, которых они любят больше всего. Потом каждого ученика индивидуально расспросили о том, как к нему относятся одноклассники.
Исследователи хотели выяснить, какие формы запугивания применялись среди детей — нанесение ударов, отъем имущества, обидные прозвища, высмеивание, исключение из групп или полное игнорирование, распространение слухов и так далее. Кроме того, ученых интересовало, как часто случаются те или иные формы преследования.
Параллельно у родителей маленьких испытуемых выяснили состояние здоровья детей и особенности их поведения. В итоге исследователи собрали массив данных по следующим характеристикам: пол ребенка, его возраст, поведение, здоровье, проблемы в учебе, социальное окружение, наличие сестер и братьев и домашняя обстановка.
Спустя, соответственно, два и четыре года детей снова опросили. К тому моменту среди испытуемых осталось 432 ребенка — остальные переехали или перестали соответствовать условиям эксперимента. Правда, тех, кто перешел в другие школы, — их оказалось 171 человек — исследователи разыскали и опросили отдельно.
Что узнали психологи
Выяснилось, что чаще всего издевательства над одноклассниками встречаются в классах с сильной иерархической структурой, там, где есть безусловные лидеры, а социальные роли тщательно распределены.
У девочек оказалось в два с половиной раза больше шансов стать жертвой, чем у мальчиков. Кроме того, испытав на себе словесные угрозы, издевательства или даже побои в шесть лет, школьницы оставались в роли мишени для насмешек и тычков и в десятилетнем возрасте. Мальчишки справлялись с обидчиками чаще и поднимались выше по иерархической лестнице.
По мере того как дети становились старше, прямое насилие, выражающееся в физическом воздействии и угрозах здоровью, менялось на опосредованное — распространение сплетен и бойкоты. Кстати, на 9% чаще жертвами опосредованного насилия становились те, кто часто менял школы.
Выяснили ученые и то, что дружба между одноклассниками может стать неплохим защитным фактором от издевательств в школе. Постоянные жертвы обычно мало с кем дружили.
Авторы исследования также обнаружили, что у тех, кто подвергается давлению со стороны одноклассников, есть постоянные проблемы не только с учебой, но и со здоровьем, как правило, психосоматического характера — аллергия, ночное недержание мочи, гастриты. Кстати, и сами хронические заболевания, если они уже имеются к моменту поступления в школу, нередко становятся поводом для издевательств одноклассников.
Как говорят психологи, если ребенок попадает в число тех, над кем постоянно издеваются сверстники, у него достаточно мало шансов избавиться от статуса жертвы. Поэтому требуется разработка специальных программ для начальной школы, которые помогли бы детям избежать преследования со стороны ровесников. Да и родители должны понимать, что необходимо тщательно выяснять причины плохого настроения, успеваемости или здоровья своего чада. И не торопиться переводить его в другую школу, там ребенок вряд ли легко адаптируется.
Результаты исследования английских ученых опубликованы в журнале Journal of Developmental Psychology.