О его умении договариваться с противниками и просто собеседниками было ясно еще в 2004 году. Уговорив Ющенко на политреформу, он и его соратники по партии обесценили победу «оранжевой революции» на 50%, превратив президента в хромую утку. Через два года он уже подписывает универсал единства с Ющенко, что обеспечило Януковичу возвращение на премьерскую должность…
В это же время Виктор Федорович пережил нешуточную внутрипартийную борьбу. После громкой неудачи в ходе «революции» на Майдане, многие пророчили ему скорый конец политической карьеры. Легко было просто «сломаться» как личности.
Юлия Тимошенко же, наоборот, сумев в 2007 году уговорить Ющенко предложить ее на пост премьер-министра, к президентским выборам-2010 разругалась практически со всеми политическими силами из-за своей несговорчивости и авторитарных методов принятия решений. В это же время Янукович снова наладил отношения с бывшим оппонентом по Майдану и последовательно «выжал» Тимошенко из административного аппарата, а потом – и из правительства.
Еще один фронт борьбы – олигархический. В 2004 году главным спонсором Януковича был Ринат Ахметов (группа СКМ). После же образования РосУкрЭнего один из ее владельцев – Дмитрий Фирташ – стал активно выстраивать свои отношения с Партией регионов, где у него есть теперь несколько партнеров, среди которых называют Сергея Левочкина (ныне – глава Администрации Януковича) и Юрия Бойко (вице-премьер по топливно-энергетическому комплексу). Выдвинув — условно — «газовиков», Янукович «задвинул» «металлургов» Ахметова. Его бизнес-партнер Борис Колесников оказался в новом правительстве вице-премером по Евро-2012, а изначально претендовал на роль премьер-министра. Кстати, первым замом Левочкина стала Анна Герман, которая, по словам некоторых экспертов, имеет весьма натянутые отношения с группой Ахметова.
Янукович резко расширил пространство собственной независимости, уравновесив влияние разных кланов в Партии регионов. На видных должностях в новом правительстве оказались:
— Николай Азаров в качестве премьера (человек, удаленный от отдельных групп внутри ПР и близкий самому Януковичу),
— Андрей Клюев в качестве первого вице-премьера (братья Клюевы держатся в партии особняком, однако весьма влиятельны),
— Виктор Тихонов – вице-премьер по региональной политике и неофициальный глава «луганского» клана в ПР, который в мае прошлого года открыто конфликтовал с Ахметовым и Колесниковым по поводу ответственности за «позор-2004»,
— Дмитрий Табачник – министр образования, человек, отличающийся в последнее время последовательной русофилией, и одновременно имевший резонансный конфликт с группой Ахметова. В новой коалиции оказался и Василий Киселев – бывший глава Крымского рескома ПР, ушедший из партии в 2009 году со скандалом.
Также на передовые должности в правительстве было выдвинуто немало новых лиц, которые помогут Януковичу укрепить свою независимость от старых спонсоров ПР.
Очевидно, президент стремится уравновесить влияние разных кланов в ПР, чтобы стоять над всеми их конфликтами, которые будут ему только на руку. Так, люди Ахметова все же не оказались обиженными – зам главы Администрации президента (по экономике) стала Ирина Акимова, которую наблюдатели считают близкой к «металлургам».
Упорные попытки создать коалицию с НУНС (даже в среду – уже после голосования Верховной Рады по поправкам в собственный Регламент, открывшим путь для создания коалиции с внефракционными депутатами) показали, что Янукович не собирается устраивать повальную «охоту на ведьм» среди сторонников прежней власти. Потому Ющенко вряд ли стоит опасаться серьезного уголовного преследования. Такой подход выгодно отличает Януковича от Тимошенко (в глазах чиновников, политиков и бизнесменов), которая известна своей реприватизацией и адресной атакой на коррупционеров. Это создает Януковичу реноме человека, с которым всегда можно договориться.
Оппозиции сложно консолидироваться, пока у Януковича остается возможность давать ее представителям те или должности или иные преференции. Как отмечает украинский политолог Владимир Фесенко, «сближение между различными оппозиционными силами возможно в перспективе, но не ближайшей, только при возникновении серьезной угрозы для всех оппозиционных сил, и только на условиях координации действий оппозиции без признания персонифицированного лидерства Ю.Тимошенко».
Созданию единого оппозиционного фронта Януковичу теперь мешает два фактора – «дружелюбность» и договороспособность президента, с одной стороны, и одиозность Тимошенко – с другой. Стоит ожидать лавирования Януковича и во всех остальных сферах:
— языковой (Янукович уже заявил в нарушение своих предвыборных обещаний, что украинский будет единственным госязыком),
— исторической (еще до избрания Януковича президентом, его команда фактически отказалась от борьбы против признания С. Бандеры Героем Украины),
— церковной (раскольники, «автокефалисты» и греко-католики, конечно, лишатся многих преференций, но сохранят устойчивый контакт с властью),
— экономической (представители Администрации Януковича уже заявили о чрезвычайной сложности или вовсе невозможности вступления Украины в Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана; добавьте сюда активизацию диалога Украины и ЕС, приглашение этой страны начать переговоры о членстве в ЕС и то, какую роль сыграли наблюдатели от Европы, США и международных организациях на выборах-2010 и после них, заявив о демократичности всех процедур).
На Тимошенко можно было давить – она упорно сопротивлялась, раздувая конфликт, или сдавалась. С Януковичем несколько сложнее. Во-первых, демонстрация готовности на переговоры со всеми. Во-вторых, реальная готовность идти на уступки, а не «упираться рогом» в тот или ной пункт. Слабость противостоящих ему политиков, у которых пока нет ни админресурса, ни надежды на скорые перевыборы, упростит задачу управления страной в ближайшие месяцы, если не годы.
В первые месяцы правления Януковича давить на него (как изнутри, так и извне страны) будет сложно – сильны ожидания «реанимации» экономики, российско-украинских отношений. Однако по прошествии нескольких месяцев или даже лет давить будет легче – Янукович все больше будет походить на запутавшегося в «векторах» развития Л. Кучму. К тому же, учитывая аппетиты Януковича по подчинению олигархов государству, он будет сталкиваться со все возрастающим давлением крупного капитала. В итоге, он может оказаться в той же ловушке, что и Б. Обама – резкое падение поддержки и переход сторонников в оппозицию. Только произойти это может ближе к середине или концу президентского срока.
Автор: Олег Горбунов, политический обозреватель. Политком.RU
Власти.нет