Она улетела. Точнее, просто вылетела из власти, оставшись и без президентской булавы, и без портфеля премьера, и даже без депутатского мандата. Но она обещала нам вернуться...
«Спокойствие, только спокойствие!»
Персонажи известных детских сказок порою помогают психоаналитикам определить проблемы реальных людей. Вот, например, когда мужчина, перешагнувший за тридцать лет, морально остается бесшабашным ребенком, проводящим все время в мечтах и развлечениях – это называется «синдром Питера Пена». А когда человек является патологическим вруном, его сравнивают с небезызвестным Пиноккио. Такое определение, наверное, очень даже могло бы подойти к поведению бывшего премьер-министра Украины. Тем более, некоторым постоянным телезрителям показалось, что чем больше она вешала избирателям лапшу на уши, тем длиннее у неё отрастала коса.
Впрочем, нет. Деревянный человечек был просто мелким врунишкой, постоянно оправдывающимся за свои проступки. С ним, скорее, можно сравнить одного недавно отстраненного министра, который только тем и занимался, что торчал в телевизоре и отмазывался от обвинений в свой адрес. Масштаб Юлии Владимировна куда значительнее. Тут и фантастические прожекты, и беззастенчивое самовосхваление, и жуткая обида в ответ на малейшее недоверие и критику, и ловкое умение изобразить катастрофу «перемогой», и привычка мгновенно ускользать от ответственности. Целых два года Тимошенко увлеченно играла с Украиной, словно Карлсон с Малышом.
«Народ, угадайте, кто лучший в мире борец с кризисом?!» – читалось на ее торжествующем лице, когда она в очередной раз заявляла, что пик экономического падения пройден и страна уверенно наращивает рост производства и бюджетных доходов. Правда, на возникшие недоверчивые возражения правительство отреагировало очень обидчиво и даже прикрыло доступ к статистической информации. «Спокойствие, только спокойствие!» – могла бы сказать она, доводя государственную казну и Пенсионный Фонд до полного опустошения.
Так же, как и Карлсон, Юлия Тимошенко тоже считает себя всегда правой и всегда хочет быть главной в задуманной ею игре. Даже сейчас, когда она потеряла всё и оказалась отброшенной на позиции, которые занимала до Майдана, она по-прежнему считает себя важнейшей фигурой на политической сцене. «Угадайте, кто самый лучший в Украине лидер объединенной оппозиции?»
После того, как она проиграла выборы и была смещена с премьерского поста, Тимошенко куда-то запропастилась. Бросила на прощание, что не признает легитимной новую власть, и прожужжала моторчиком в неизвестном направлении. Затем на один день, 9 марта, явилась народу на традиционном митинге национал-патриотов в честь Кобзаря-Шевченко, где заявила, что отныне её следует считать лидером всех «проукраинских сил», которые, по мнению Тимошенко, должны сплотиться вокруг неё в «объединенную оппозицию».
Новая затея Юлии Владимировны выглядит столь же грандиозно, как и все предыдущие. Она собирается держать новую власть за... м-м-м... за горло, в общем, и жестко контролировать каждый её шаг. И не допускать никаких «антиукраинских» шагов. Она уже пригрозила, что не позволит создать газотранспортный консорциум (который чуть не создала сама), не позволит вернуть «РосУкрЭнерго» конфискованные ранее несколько миллиардов кубов газа, а также будет сопротивляться попыткам «наложить руку» на её любимый шельф Черного моря, через который она собиралась выкачивать нефть и газ со всего восточного полушария планеты.
Чтобы оказать регионалам сопротивление и на местах, Тимошенко призывает подключиться к её борьбе все областные, районные и городские советы – те, где большинство принадлежит БЮТ, НУ-НС, «Свободе» и т.д. То есть собирается поднять против Януковича и ПР практически половину страны.
Но это только для начала. Тимошенко уверяет, что новая власть долго не продержится – по крайней мере, в парламенте, а следовательно, и в Кабмине. На этот счет у неё есть некая задумка повторить стратегию 2007 года. Видимо, речь идет о намерении БЮТ (и всех, кто присоединится) сложить мандаты, чтобы сделать Раду недееспособной и спровоцировать внеочередные выборы. И вот тогда-то Юлия Владимировна и вернется к нам, создав новое, собственное большинство и снова возглавив правительство – чтобы ограничить власть Януковича стенами его Администрации.
«Малыш, но я же лучше собаки!»
С точки зрения формальной логики планы Тимошенко выглядят почти безупречно. Кандидат, который занял на президентских выборах второе место, вполне может претендовать на роль главного оппозиционера. Создать прецедент роспуска парламента тоже кажется реальным – для этого хватило бы даже одних только мандатов БЮТ. Дальше, правда, эти прожекты расплываются в неясном тумане возможных итогов возможных досрочных выборов.
А теперь опустимся с крыши Карлсона на грешную землю. То, что Юлия Владимировна сама себя назначила «лидером объединенной оппозиции», это, конечно, замечательно. Хотя с тем же успехом она могла выбрать себе титул и попышнее. Императрицы всеукраинской или владычицы морской.
В современной украинской политике, которая во многом еще напоминает детскую площадку, нетрудно объявить себя кем угодно. Вопрос лишь в том, а согласятся ли остальные участвовать в твоей игре?
Затея Тимошенко показалась сомнительной с самого начала, уже тогда, когда она начала выпрашивать себе специальный пропуск в Верховную Раду, чтобы сидеть там и «жестко контролировать» власть. Пропуск – потому что теперь Юлия Тимошенко в стенах парламента просто-напросто гость. Почти никто – даже не приглашенный для отчета чиновник или аккредитованный журналист. Как она собирается там кого-то контролировать, не имея даже депутатского мандата, сказать трудно. Сейчас даже в самой фракции БЮТ идет разброд и шатания. Что совершенно понятно: не все её члены разделяют позицию своего лидера, особенно в отношении возможного сложения мандатов.
Новые перевыборы – это новые расходы для тех, кто привык покупать себе место в депутатском списке за большие деньги. Плюс это риск того, что твои вложения могут накрыться, если партия наберет меньше ожидаемых процентов. А такой риск у БЮТ есть. К тому же БЮТ уже не партия власти, а ее лидер не является претендентом на президентство. Вполне понятно, что отдельные депутаты предпочли переметнуться в лагерь победителей. И теперь Тимошенко нужно устроить в своих рядах капитальную чистку, прежде чем она сможет принудить фракцию расстаться с депутатством. Но и это ей сделать будет уже куда труднее, потому что сейчас Юлия Владимировна практически никто. Рядовой политик без мандата и перспектив. Чем она будет давить на своих коллег? Пустым словоблудием?
Падение Тимошенко отвернуло от неё и потенциальных союзников из НУ-НС. Для них перевыборы тем более нежелательны – их этот бывший пропрезидентский блок не переживет. Господа из Руха, конечно, не пропадут, они привычно прилепятся к любому паровозу, который сможет протащить их в парламент. Что они и сделали 9 марта, войдя вместе с «Самообороной» в новосозданную «объединенную оппозицию». Объединяющую, кроме них, еще практически маргинальные Партию защитников отечества и Христианско-демократический союз. Негусто для заявленного «общеукраинского» проекта.
От союза с Тимошенко уже отказалась «За Украину!» Кириленко. Туда, понятно, не войдет «Единый центр» Балоги и группа Порошенко. Более того, УНП выступила с резкой критикой в адрес Тимошенко, назвав её проект «объединенной оппозиции» очередным проявлением политического диктата, свойственного лидеру БЮТ. И эта критика уже аукнулась в регионах: депутаты ряда местных советов заявили, что не собираются поддержать обращенный к ним призыв Тимошенко перейти в жесткую оппозицию к новой центральной власти. А радикальные националисты и вовсе с гневом отвергли саму идею признания Тимошенко своим лидером, заявив, что она для них является таким же противником, как и Янукович.
Словом, «любі друзі» и большинство национал-патриотов послали Юлию Владимировну обратно на крышу. Впрочем, да какая у неё теперь крыша – ни портфеля премьера, ни большинства в Раде, ни даже депутатского мандата. Возможно, теперь и с финансовыми спонсорами будет напряженно, потому что они предпочитают ставить на новые, более перспективные проекты. На тех же Яценюка и Тигипко.
Арсений Яценюк, кстати, тоже отвернулся от предложения Тимошенко, гордо задрав нос и поправив очки. И вообще продемонстрировал, что и сам не против претендовать на роль лидера оппозиции, объявив о намерении создать свой «Теневой Кабинет министров». Таким образом, скоро у нас будет уже два «оппозиционных правительства». И могло бы быть и три, если бы регионалы не пригласили Тигипко к себе в правительство – настоящее. Тот не долго раздумывал и решил, что лучше быть реальным вице-премьером, чем первым министром понарошку.
Этот шаг регионалов был весьма продуманным. Как бы в ПР кто не относился к Тигипко, однако, отдав ему один из ключевых портфелей, регионалы во многом обезопасили себя от риска потерять весь Кабмин.
Всё очень просто. На возможных досрочных выборах, помимо ПР и коммунистов, в парламент бы прошли БЮТ плюс партии Яценюка и Тигипко. И Тимошенко, понятно, попыталась бы создать с последними коалицию. И благополучно вернулась бы во власть. Теперь же Тигипко уже является членом правительства, уже состоит в союзе с регионалами и с огромной вероятностью останется с ними после возможных досрочных выборов.
Что остается в сухом остатке? Только Тимошенко и Яценюк, которые отчаянно конкурируют друг с другом. Причем еще неизвестно, у кого теперь успешней получится завоевывать голоса протестного электората. «Малыш, но я же лучше собаки...» – пытался убедить своего друга Карлсон. Теперь Юлии Владимировне придется убеждать избирателей в том, что она лучше Арсения Петровича. Заодно отстреливаясь от нападок улюлюкающих национал-патриотов.
Словом, шансов вернуться у Тимошенко теперь куда меньше, чем несколько лет назад. И не исключено, что на этот раз Карлсон покинул нас навсегда...
http://www.from-ua.com