Черноморский флот сжимается как шагреневая кожа. Если в первое десятилетие после распада СССР этот процесс шел, в основном, за счет дележа кораблей, то потом они стали гнить, как нелеченные зубы. В 2000 году из состава ЧФ был выведен БПК «Азов», в 2001 году БПК «Сдержанный», в 2002-м – крейсер «Адмирал Головко». В минувшее десятилетие, под шум «вставания с колен», «мюнхенских речей» и грузинской войны, на флот не поступило ни одного нового корабля, пишет в аналитическом материале агентство «Росбалт».
Когда Минобороны РФ возглавил Анатолий Сердюков, сокращение приобрело обвальный характер. Несколько месяцев назад было объявлено об увольнении более чем 9000 человек гражданского персонала, причем служащие флота узнали об этом сначала от украинских властей Севастополя, и лишь потом это нехотя подтвердила Москва. Объемы финансирования судоремонта ЧФ в этом году были сокращены на треть, персонал 13-го и 91-го судоремонтных заводов и предприятия по ремонту вооружений сокращается в 2 раза.
Вспоминать о том, насколько Черноморский флот уже уступает флотам Турции, Румынии и Болгарии, не говоря уже о 6-м Средиземноморском флоте США, уже просто дурной тон. Сегодня речь идет не о способности России к военным действиям в акватории, а просто о спасении лица. Ведь вменяемые страны со своими флотами так не поступают.
1 апреля точно так же, явочным порядком, стало известно о новом сокращении кораблей. Списать планируется большой противолодочный корабль «Очаков» и дизельную подводную лодку Б-380 «Святой князь Георгий». Как боевые единицы эти корабли давно умерли. БПК «Очаков» был введен в строй в 1973 году, подлодка в 1982 году. «Очаков» ремонтируется уже 15 лет, подлодка тоже. Состояние их сегодня таково, что дешевле купить новые корабли, чем поддерживать на плаву эти ржавые посудины, подтвердил «Росбалту» источник в штабе ЧФ.
Но это еще не все. Сообщается, что следом будут списаны вполне еще исправный БПК «Керчь», госпитальное судно «Енисей», морские транспорты «Тургай» и «Генерал Рябиков», судно-кабелеукладчик «Сетунь». В результате из кораблей I – II рангов на ЧФ останутся только два – ракетный крейсер «Москва» и БПК «Сметливый».
Сегодня в Севастополе дислоцируются около 50 кораблей, чей срок службы превышает 30-40 лет. Все они морально и физически устарели, поэтому, вроде бы и сократить не грех. Но принцип сокращения выбран довольно странный. Так, «Сметливый» старше «Очакова» на 4 года, не говоря уже о «Керчи» – но его почему-то никто не трогает. Мало того, в составе ЧФ есть корабль «Коммуна» 1915 года (!) постройки – и его тоже не сокращают, хотя перемещать его с места на место можно только краном.
В севастопольской государственной администрации «Росбалту» объяснили: ржавые посудины держат на ЧФ потому, что, если Россия сразу не заменит выбывший корабль новым, потом ей это сделать Украина не даст. Так уж повелось со времен Кучмы. Но тогда тем более непонятно – зачем резать «Керчь»? Ведь до 2015 года поступления новых кораблей на ЧФ не планируется.
По мнению экспертов, через три года ни один из оставшихся кораблей не сможет выйти в море. А если и сможет – толку от него будет немного. Ведь крейсер «Москва» – корабль океанский, БПК «Сметливый» – дальнего радиуса действия, а в угрожающих России локальных конфликтах нужны корабли малого и ближнего радиусов.
На ЧФ с изумлением вспоминают, как во время войны с Грузией к ее берегам подогнали «Москву», которая стреляет на 300-600 км и у которой нет почти ничего для ближнего боя. «Она, конечно, распугала грузинские катера, но в принципе ее можно было расстрелять из «катюш», – говорят моряки. – Это как дальний бомбардировщик Ту-22, который сбили над Грузией. Так что «Мистраль – не от хорошей жизни».
Эксперты предлагают восстановить былую мощь флота за счет нескольких новейших корветов проекта 20380 «Стерегущий». Первый такой корабль был введен в состав Балтийского флота в 2008 году, второй торжественно спустили на воду в Петербурге 31 марта. Эти суда намного превосходят по вооружению БПК и в состоянии в будущем составить основу ЧФ. По мнению экспертов «Газеты», Черноморскому флоту нужно всего 20 таких корветов.
Беда только в том, что сделать их в нужном количестве Россия не может. Ее уцелевшие верфи лихорадочно зарабатывают валюту, выполняя зарубежные заказы, свою оборону крепить некогда и не на что. Но главная причина в другом – у России просто не осталось достаточного количества квалифицированных судостроителей. Молодежь в отрасль давно не идет, вузы штампуют бухгалтеров и юристов, ПТУ вымерли, на верфях работают старики.
Справедливости ради заметим, что гибель флота стала очевидна еще при Ельцине, когда в России не было заложено ни одного нового военного корабля. А оставшиеся на Украине верфи (61 коммунара, «Океан») стояли без заказов. Покойный командующий ЧФ Эдуард Балтин еще тогда предупреждал, что скоро Россия будет вынуждена покупать корабли за границей. Что мы и видим на примере «Мистраля».
Предположим, Россия найдет деньги на покупку новых кораблей на Западе, а Запад согласится ей эти корабли продать. Такое в истории уже случалось, и ничего, флот выжил. Но где эти новые западные корабли будут базироваться? Ведь им нужна не только другая наземная инфраструктура, другие причалы и запчасти. Им нужна на Черном море хоть какая-то база.
До смены власти на Украине предполагалось, что к 2017 году корабли ЧФ выведут в Новороссийск. Закроем глаза на то, что из-за ураганных ветров (Бора), тесноты и занятости грузовыми судами его порт для базирования военного флота непригоден. Но все сроки строительства новой базы ЧФ сорваны. На создание военного порта в Новороссийске был выделен 1 миллиард рублей – сумма, над которой смеются военные всего мира. Для строительства новой базы с нуля нужны миллиарды долларов, мозги и руки, которых у России сегодня нет.
Урок глупцам: при разделе СССР надо было отстоять хотя бы Севастополь. Ведь цены ему нет – сложнейшая военно-морская крепость создавалась там 200 лет. Это не только причалы, это подъездные пути, аэродромы, подземные склады, заводы, ракетные позиции, базы морской пехоты, система оповещения, изученная акватория. Это население города, который сотни лет обслуживал и поддерживал флот. Ничего этого у России на Черном море сегодня нет.
Сегодня Украина в обмен на газовые и прочие уступки не только предлагает оставить ЧФ в Севастополе после 2017 года, но и обновить состав его кораблей. «Все эти вопросы регулируются соглашением об условиях пребывания Черноморского флота в Крыму, то есть, на территории Украины. И такие действия, то есть, замена кораблей, действительно могут быть проведены, если это не будет предусматривать общего усиления количество боевого состава, то есть, кораблей. Россия вполне может и имеет право предложить нам заменить какие-то корабли, но при условии не увеличения их количества», – заявил ранее «Новому Региону» секретарь комитета Верховной Рады по иностранным делам Леонид Кожара из Партии Регионов.
Его мнение разделяет и другой представитель комитета Тарас Черновол. «Россия должна подать соответствующую заявку, и мы ее изучаем. Никаких проблем здесь нет. Конечно же, нельзя без нашего ведома завести сюда новые корабли, не выведя старые. Но при этом не только количество играет роль, но и классификация кораблей. То есть, классификация новых кораблей должна соответствовать тем, что будут выведены. Если будет, например, выведен патрульный корабль, ракетный крейсер вместо него завести будет нельзя», – сказал украинский депутат.
В 2009 году главком ВМФ России Высоцкий анонсировал строительство новых кораблей для Черноморского флота. «Что касается Черноморского флота, я думаю, с десятого года мы начнем закладывать персонально по одному надводному кораблю дальней морской зоны и по одной подлодке для ЧФ России. Такие возможности сегодня есть, проработки все выполнены, и, как бы не складывалась экономическая ситуация, эта программа будет одной из приоритетных», – пообещал Высоцкий.
Как мы уже знаем, ничего подобного пока не происходит. Для России, которая в последних выборах на Украине фактически не участвовала, поражение «оранжевых» – счастливый случай. Но чтобы им воспользоваться, к нему надо быть готовым, заключает «Росбалт».