Ратификация Верховной Радой соглашения о продолжении пребывания Черноморского флота в Севастополе наделала шума не только в Украине, но и в России. Невзирая на то, что Государственная Дума очень спокойно рассмотрела и согласовала документ, в отличие от своего соседа, несогласных с решением российских высокопоставленных должностных лиц в России хватает. В экспертной среде сомневаются в том, что Россия подписалась под выгодным для себя документом и выражают недовольство по поводу постоянной мешанины экономики с политикой. Этот шаг не оставил безразличными и другие государства - белорусы обиделись, потому что вспомнили, что им за пребывание российских военных баз вообще ничего не платят, а европейцы не поняли саму логику этих договоренностей. В ЕС только лишний раз убедились, что Украина с Россией в плане менталитета остаются от них очень далеко.
Российские депутаты не спешили
Пока в украинском парламенте оппозиция дралась, как могла, за то, чтобы не допустить ратификацию спорного документа, в российском законодательном органе тихо-мирно обсуждали все нюансы соглашения. „Если украинский парламент напоминал поле битвы, то в российском прозвучал лишь один залп - аплодисментов", - пишет издание . И единственным сюрпризом стало только то, что ратификацию не поддержала фракция ЛДПР. Ее лидер Владимир Жириновский заявил, что это пустая трата средств, потому что „подарок в 40 миллиардов долларов" украинцы все равно не оценят - „деньги проедят, а русские школы не откроют", а через десять лет появится „украинский Саакашвили" и соглашения, соответственно, разорвут. Вероятность этого действительно существует и российское руководство четко осознает такие риски, но и вместе с этим далеко в будущее не заглядывает. Пока представители правящих в России партий восторженно говорили в парламенте о славянском братстве, Верховная Рада все-таки ратифицировала соглашение. Госдума сделала то же, не спеша, через полчаса. Вот такая получилась почти буквальная синхронизация.
Дмитрий Медведев, находясь в тот момент с визитом в Норвегии, приветствовал эти решения и отметил, что наконец ум и стратегические интересы взяли верх в Украине над эмоциями. Он подчеркнул, что соглашение имеет взаимовыгодный характер. В отличие от Владимира Путина, который назвал цену пребывания российского флота в Крыму „запредельной", российский президент считает, что она действительно большая, но явно не „запредельная". Поскольку с Украиной у россиян стратегические отношения.
Гордиев узел экономики и политики
Логику российских высокопоставленных должностных лиц не очень хорошо понимают некоторые эксперты, которые привыкли воспринимать все решения властей скептически и взвешенно. Как передает издание , подписав с Януковичем соглашение „газ в обмен на флот", Россия поставила точку в вопросе о том, имеют ли ее действия в газовых отношениях с Украиной политический подтекст". Что бы не говорили премьер-министр и президент об арифметике и бухгалтерии, теперь все очевидно - Украина извлекла экономическую выгоду в обмен на уступку в военно-политической сфере. Таким образом, поставлен крест на всех предыдущих разговорах чиновников о том, что вот теперь газовые отношения между Украиной и Россией перешли на новый уровень - рыночных отношений.
Эксперты видят в нынешней ситуации несколько серьезных рисков. Первый заключается в том, что уступку о продолжении базирования Черноморского флота Россия получила авантюрным способом. Она только позволит объединить усилия оппозиции, которая, придя к власти, скорее всего расторгнет это соглашение. Поэтому единственное, чего достигла Россия благодаря соглашению - это усиление антироссийских настроений в Украине.
Второй риск - оправдает ли себя политика уступок по отношению к Украине. В свое время россияне так же искренне дружили с Беларусью, а теперь отношения катастрофически испортились. Президент братской Беларуси активно ищет экономических партнеров в другом направлении и ведет антироссийскую риторику, постоянно заявляя своему обществу, что стране нужно „противостоять диктату России", - продолжают „Ведомости".
Третий момент, о котором говорят эксперты, касается потребности в Черноморском флоте. Фактически он давно уже потерял свое значение в черноморской акватории, поскольку никаких стратегических объектов в ней нет. Кроме того, нужно учитывать еще и тот факт, что флот и технически, и морально устарел, а для его выведения уже выделяли полмиллиарда долларов. Поэтому возникает интересный вопрос - куда пошли эти деньги, если базу в Новороссийске строить еще не будут и флот остается в Севастополе?! В итоге нынешнюю политику в отношениях с Украиной эксперты назвали убыточной и дилетантской.
Белорусам завидно, а европейцам непонятно
Между прочим, что касается Беларуси, Александр Лукашенко уже поспешил прокомментировать скандальные российско-украинские договоренности. Комментарий прозвучал в достаточно неприятной для россиян форме, - передает газета . Лидер Беларуси напомнил, что в его стране находится две российские военные базы - это станция раннего предупреждения о ракетном нападении и база, которая обеспечивает связь с подводным флотом России в Атлантике. „Если президент России забыл, нужно вспомнить. Если он хочет знать, сколько они нам платят за них, в отличие от Севастополя - нуль. Нуль рублей, нуль копеек, нуль долларов", - заявил Лукашенко. Не удивительно, что так сказать, в морду россиянам, Беларусь недавно дала политическое убежище президенту Киргизии, который из-за вспышки массовых протестов был вынужден покинуть страну. Отношения с Беларусью у россиян испортились уже давно из-за постоянных столкновений экономических интересов. Стороны только и успевали в последнее время решать конфликты - то молочный, то нефтяной. Ничего нет вечного в этом мире: сегодня братья, а завтра враги.
Судя по реакции Лукашенко, белорусы теперь после подписания российско-украинского соглашения должны чувствовать себя обиженными. Зато европейцам вообще непонятны все эти страсти на территории прежних советских республик. Об этом сознался в интервью " представитель Чехии по вопросам энергетической безопасности при Европейском союзе. Он отметил, что для него, как и для любого другого европейца, остается загадкой то, как можно смешивать вопрос предоставления скидки на газ и пребывание военной базы на территории страны. Свою глобальную проблему этим соглашением Украина не решила - она, как оставалась зависимой от российского газа, так и останется. Вместо поиска путей снижения цен, по европейской логике, лучше было бы сосредоточить все силы на том, чтобы добиться уменьшения потребления газа. Для этого нужны и модернизация промышленности, и реформа жилищно-коммунального хозяйства. Собственной добычи Украине могло бы полностью хватать для обеспечения коммунального сектора, - убежден представитель Чехии, а для промышленности можно было бы закупать газ и не в России, а в странах Средней Азии.
Привлекательность Украины для России, как молодость... быстротечная
Кроме того, с его слов, Украина не учитывает еще один принципиальный момент - через три года Россия запустит первую ветвь нового газопровода „Северный поток" в обход украинской территории. Поэтому Украина автоматически потеряет свой нынешний статус глобального транзитера голубого топлива и тогда разговаривать с Россией придется по-другому. Поскольку она продолжит обеспечивать транзит газа только в Восточную и Центральную Европу.
А еще Россия активно достраивает с международными партнерами второй обходной газопровод - „Южный поток". Как пишет издание , российский „Газпром" успешно договорился о части итальянской и французской компаний в этом проекте. До сих пор между сторонами длились дебаты по поводу того, кто сколько акций газопровода получает в конечном результате. Сначала в строительстве „Южного потока" с россиянами принимали участие только итальянцы. А недавно к ним присоединилась большая полугосударственная компания Франции. Это и не удивительно, ведь европейцы не хотят повтора отключений газа из-за проблем Украины и России в газовых переговорах. Какими бы теперь стабильными не выглядели поставки через Украину, европейцы все равно отдают преимущество тому, чтобы напрямую получать топливо. „Южный поток" будет иметь протяжность 900 километров. Его должны проложить по дну Черного моря с Новороссийска до болгарского порта Варна. Уже с 2015 года по этой трубе Россия планирует экспортировать газ в объеме около 35% от всех своих поставок в Европу.
Следовательно, фактически обе стороны выиграли посредничеством новых договоренностей лишь время. Каждый заплатил при этом свою цену. Трудно представить россиян на месте украинцев, пошли бы они когда-либо на ограничение своего суверенитета. И трудно поставить Украину на место России. РФ не хочет и, наверно, не может отвлекаться на решение проблемы относительно строительства новой базы в Новороссийске для выведения флота с насиженного места. У нее есть дела более важные - доведение до логического завершения существующих проектов в газовой сфере, которые уменьшают ее зависимость от Украины, как основного транзитера голубого топлива. Когда достроят, вот тогда начнется самое интересное. А то, что видим сегодня - это только разминка. Украине тоже нужно время для того, чтобы возвести к минимуму свою зависимость от российского газа. Но, как видим, в то время, как россияне достигают конкретных договоренностей на пути к своей цели, Украина не предпринимает ни одного шага и стоит на месте. А время уже идет!




















