Двадцать лет назад будущая независимая Украина виделась одним как небоскреб из стекла и бетона, другим – как швейцарское шале с черепичной крышей и зелёной лужайкой. Получилось несколько иное строение. Сейчас эта скрипучая избушка на курьих ножках медленно разворачивается к лесу задом, к Ивану фасадом.
Разворот вызван совершенно объективными факторами: денег у государства нет, зато есть долги. Но поскольку для оранжевой части Украины объективные факторы никогда не имели значения, власти пытаются сохранять лицо, чтобы слишком не раздражать «альтернативно одарённых». Это сильно сказывается на тональности выступлений.
Вчерашнее сообщение о том, что «кабмин Украины не исключает, что российский капитал будет допущен к приватизации «Укртелекома», «Теплогенерации» и «Лугансктепловоза», скорее всего, относится к этому же ряду. Давайте вместо слова «российский» поставим слово «европейский» или «американский», – диковато получится, правда? Кабмин не исключает, что капитал будет допущен... У правительства сейчас не та ситуация, чтобы исключать или не исключать. Деньги нужны позарез. Приватизация – один из способов получить их.
По плану, в этом году поступления в бюджет от приватизации должны составить 10 миллиардов гривен. Нельзя сказать, что очень серьезная сумма, но некоторые дырки закроет. Если прогнозы оправдаются – потому что прошлогодний план приватизации выполнили меньше чем на одну десятую.
Отношение к любым инвесторам здесь всегда было далеко от идеала. Возможно, дело в менталитете. У китайцев есть поговорка: «Если открываешь магазин, умей улыбаться». Сингапур с преимущественно китайским населением сумел совершить рывок из третьего мира в первый именно благодаря грамотному отношению к инвесторам. Украинские же власти, если и улыбались в лицо, за спиной строили козни.
Любопытно, что предлагаемые компании не первый раз на рынке. Их уже пытались продать, но никак не срасталось. То отменят конкурс, то результаты конкурса... «Лугансктепловоз», к примеру, пытались продать четыре раза. Последний раз был самым скандальным: российского инвестора, купившего предприятие, выкинули через суд.
Внутренний рынок Украины попросту слишком мал для производителя магистральных тепловозов. «Укрзализниця» может загрузить завод лишь на 20%. «Лугансктепловоз» будет полноценно работать лишь при рынке сбыта в России. Сейчас завод приносит многомиллионные убытки, а Тигипко пытается «продать» как уступку то, что по сути необходимо для предприятия, – возможность выхода на российский рынок. Где гарантия, что в этот раз получится?
Пока в мире продолжался экономический рост, у властей были иллюзии, что завтра всё станет дороже. Завтра наступило, и теперь за активы сложно получить хоть какие-то деньги. Это не мешает делать странные заявления о «не исключении» допуска российских инвесторов, у которых деньги пока имеются.
Причём перечисленные компании – не всё, что может предложить на продажу Кабмин. В загашнике имеется наследство Тимошенко – национализированные проблемные банки.
Юлии Владимировне было необходимо любой ценой дотянуть до президентских выборов. Крупные банки, разворованные менеджментом, не должны были упасть – их выкупили за государственный счет. Получилась классика жанра: прибыли мы приватизируем, а убытки национализируем. Сейчас эти банки находятся у государства, что с ними делать – никто не знает, и скорее всего их попытаются продать. И, судя по нынешней обстановке в мире, если претенденты будут, то из России.
Возможно, тогда мы увидим вторую серию шоу с высочайшими позволениями для российского капитала участвовать в приватизации. Но есть немалая вероятность, что с каждым разом цены на активы будут снижаться. Время работает против продавцов, так и не научившихся улыбаться покупателю.
Движение нынешней власти к нормализации отношений с Россией вызывает напряжение в определённой части украинского общества. Годы красивых легенд про евроинтеграцию и стремление на Запад не могли пройти бесследно. Хотя, казалось бы, факты говорят сами за себя: достаточно посмотреть на экономическое развитие после вступления в ВТО, чтобы вспомнить, что со времён Тараса Бульбы ляхи нам не помогают. Мягко говоря.




















