Правительство обещает в следующем году курс гривны на уровне 7,95 за доллар. Эксперты говорят, что это ударит не только по экономики, но и по самой гривне.
Правительство планирует уже в начале декабря передать проект государственного бюджета на следующий год в Верховную Раду. Правда, до сих пор не ясно, какой из двух подготовленных вариантов в Кабмине готовы показать депутатам. Именно эта неизвестность, похоже, заставляет Минфин в спешке осыпать умы депутатов (и всей страны) прогнозами рассвета экономики в следующем году.
«Записывайте: номинальный ВВП — 1253 млрд. гривен, реальный ВВП — 4,5%, инфляция — 8,9%, индекс цен производителей — 11,3%, фонд оплаты труда — 391 млрд. гривен, курс гривны — 7,95 гривен за доллар», — заявил на днях с парламентской трибуны министр финансов Петро Ярошенко.
Министр, похоже, не зря на самый конец припас информацию о курсе гривны. Ведь, учитывая значительную долларизацию экономики нашей страны, украинцы, как мало кто в Европе, крайне впечатляются новостями о противостоянии гривна/доллар. А тут им еще и говорят, что в следующем году курс гривны укрепиться. Эта информация еще более интересна на фоне массовой скупки валюты населением, которая прослеживается в Украине в последние месяцы.
Правда, экономисты и финансисты оптимизм Минфина об усилении гривны в следующем году не восприняли. Тем боле на фоне ухудшения в последнее время как торгового баланса, так и платежного.
«Озвученный уровень 7,95 вызывает первый вопрос – зачем? Зачем, по сути говоря, еще укреплять гривну в ситуации, когда экономика, будучи в начале года на подъеме, начала достаточно активно остывать? Ведь каких-то инструментов по ее подогреву на сегодняшний день не предложено ни правительством, ни Нацбанком. Остается задать вопрос – кому выгоден такой курс, и кому выгодно укрепление гривны? На поверхности лежит ответ – только двух категориям. Первая – это банки. Вторая – заемщики. При том, заемщики, которые брали кредиты в валюте, валютной поступлений не имеют», - рассказал изданию бывший руководитель Минфина Игорь Уманский.
«Мягко говоря, это очень опасная ситуация, чтобы оставить на нынешнем уровне курс, а то и укрепить его. Если это сделать, у нас может достаточно сильно пострадать торговый баланс. Прежде всего, мы должны учитывать рост инфляции – внутренние цены растут. Если курс не трогать в этих условиях импорт получает преференции на внутреннем рынке перед нашими производителями», - рассказал изданию директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины Валерий Геец.
По его словам, при укреплении гривны в нынешней ситуации может возникнуть дефицит платежного баланса. Как по капитальному счету, так и по текущему. А это, несомненно, скажется и на самой гривне.
«Лучше было бы допускать девальвацию. Два года подряд не растут капитальные вложения. Это значит, что потенциально наши экспортные возможности не достаточно высоки. Да и на внутреннем рынке возможности удовлетворения возрастающего спроса нет возможности. Это может вызывать большой приток импорта. Лучше все-таки ориентироваться на плавной девальвации. Я думаю, что курс должен (среднегодовой) быть на уровне 8,20», - говорит Валерий Геец.
Правда, в Минфине продолжают верить, что в ближайшие годы курс гривны будет укрепляться. Конечно, достичь докризисного уровня 5 гривен не удастся, но никакая инфляция и охлаждение экономики не станут препятствием для марша национальной валюты. Например, в проспекте эмиссии еврооблигаций Украины, которые были размещены в начале осени, Минфин прогнозирует уже через год курс на уровне 7,5 гривен за доллар. И хотя курсовая политика возложена на Нацбанк, руководство НБУ в последнее время не устает повторять мантру о светлом будущем гривны. А если нужно, для этого задействуют все ресурсы.
Правда, не все финансисты верят, что для сохранения нынешнего (а то и укрепленного) курса гривны у страны есть ресурсы.
«Сегодня не существует никаких экономических оснований для укрепления гривны. Мы видим, что тот же платежный баланс за последний квартал показывает отрицательную тенденцию. И, скорее всего, если бы не предоплата по газу и внешние займы правительства он и в целом бы за этот период был бы отрицательным» - говорит Игорь Уманский.
Самое интересное в этой ситуации, что правительство до сих пор вопросы курсообразования считает главной целью в своей экономической (и политической) политике. И намного меньше уделяется внимания реальному положению дел в экономике. При том, что весь мир в последние месяцы ввязался в валютные войны, Украина с завидным упорством продолжает себя «накручивать» идеей о сильной гривне. А не о достатке украинцев.



















