Президент Ющенко заявил, что референдум по вопросу вступления в НАТО откладывается на много лет. Неужели оранжевая власть понемногу начинает понимать, какую цену ей придется заплатить за членство в блоке? Или она изобрела способ обойти мнение украинских избирателей?
Идея обеспечить существование независимой (в какой-то мере) Украины за счет штыков западных «друзей» так же стара, как и остальные догмы национал-патриотов, базирующиеся на заповеди «Запад - друг, Москва - враг». Впервые об этом задумался еще гетман Выговский, когда пригласил на Левобережье польскую армию. Впоследствии идею поднял Мазепа, решивший примкнуть к шведской армии Карла XII.
В 1914 году с просветленными лицами пошли в атаку галицкие «сичевые стрельцы», всерьез собиравшиеся «освободить Украину». Правда, «сичевиков» и другие полки австрийской армии быстро разбили донские казаки и полтавские пехотинцы, не согласные с мнением львовского «Пьемонта».
А зимой 1918 года соединенный отряд ополченцев Донецко-Криворожской республики и прибывших из Питера украинцев-моряков выразили свое категорическое несогласие с политикой УНР, захватив Киев. Пришлось бежавшей на Запад Центральной Раде срочно приглашать в Украину «миротворческий контингент» из немецких и австрийских дивизий, которые ничтоже сумняшеся разогнали Раду. Однако «незалежность» и покой гетмана Скоропадского они охраняли недолго.
В 1919-20 году на военную помощь Антанты и Польши очень надеялся Петлюра. Правда, «союзники» предпочли поддержать Белое движение, а вот поляки помогли, отхватив себе за это всю Западную Украину (которую Петлюра уступил Польше) и подставив напоследок украинский корпус под главный удар красных.
С середины 30-х годов украинские националисты возобновили свое сотрудничество с Германией, уже гитлеровской. Будущая элита ОУН и УПА проводила встречи с представителями Абвера, обучалась в германских военных спецшколах. И в июне 41-го сапоги солдат «Нахтигаля» под командой гауптмана Шухевича бодро прошагали по Львову.
«Обновленное Украинское государство будет тесно сотрудничать с национал-социалистической Великой Германией, которая под Адольфа Гитлера создает новый порядок в Европе и мире и помогает украинскому народу освободиться от московской оккупации», - бодро заявили «оунивци», провозглашая 30 июня 1941 года «незалежну українську державу».
«Я присягаю немецкому фюреру и Верховному командующему немецкой армии Адольфу Гитлеру в неизменной верности и послушании», - бубнили новобранцы 14-й дивизии СС «Галиция», тоже верившие в помощь западных «братьев по оружию». Настолько веривших, что после крушения Третьего Рейха они поспешили содрать эсэсовские значки и сдаться англичанам. Действительно, ну не выдадут же «союзники» украинских патриотов кровавым большевикам!
Не выдали. С началом «холодной войны» двери западных спецслужб широко отворились для всех «борцов со сталинским режимом», которым снова обещали скорое освобождение Неньки от «московской оккупации». Создавались всевозможные «антибольшевистские центры» и прочие структуры, в одной из которых успела поработать будущая первая леди Украины Кэтрин-Клер.
Одним словом, вся история борьбы национал-патриотов за «незалежность» - это история поиска военной помощи у Запада, которую они собирались использовать не только против своего главного (и единственного) внешнего врага - Москвы, но порой и против врага внутреннего - упрямого Юго-Востока.
Кстати, что интересно, большинство сценариев совместных масштабных учений украинских и натовских войск сводилось к подавлению возможного мятежа в Крыму или приазовских городах. Но никто не тренировался подавлять бунт, скажем, в Тернополе или Львове.
Этот извечный поиск военной помощи Запада поясняется очень просто: число желающих пожертвовать здоровьем и жизнью ради антироссийских идей национал-патриотов всегда было намного меньше необходимого количества их защитников. И оно только уменьшалось после очередного обращения за помощью к полякам, шведам, немцам и т.д.
В свою очередь, Западу выгодно поддерживать и эксплуатировать эту идею украинских национал-патриотов согласно древнему лозунгу «разделяй и властвуй». Сама Украина при этом интересует Запад лишь как орудие против России.
Поэтому неудивительно, что сразу после 1991 года национал-патриоты начали поговаривать о том, что неплохо было бы сделать Украину членом НАТО, опасливо поглядывая в сторону Москвы. А после пришествия к власти оранжевых это намерение тут же стало «неизменным курсом державы», который тут же был поддержан в Вашингтоне. И Украину самым серьезным образом пообещали принять в НАТО уже в 2008 году.
Ободренные такой поддержкой, оранжевые начали поспешно «реформировать» украинскую армию, но неожиданный парламентский кульбит 2006 года, приведший в кресло спикера Мороза, а в кресло премьера - Януковича, затормозил праздничное «шествие в Европу». Потому что буквально в первые же дни своего премьерства Янукович заявил, что в НАТО Украина пока что спешить не будет. Хотя саму идею членства отнюдь не исключил...
Иного нет у нас пути?
В итоге в Украине сложилось противостояние как в головах избирателей, среди которых число сторонников вступления в НАТО неуклонно снижалось (сейчас их менее трети), так и на политическом фронте.
Партия регионов в течение года занимала пассивную оборону: Кабмин и парламентское большинство просто отмахивались от «евроатлантической интеграции», а затем регионалы инициировали по этому вопросу очередной референдум. Который, судя по всему, постигла судьба предыдущего, подписи за который собирала СДПУ(О).
Коммунисты на трибунах рубили воздух антинатовскими заявлениями, а вот ПСПУ увлекательно провела время на черноморских пляжах и пристанях, блокируя украино-натовские учения.
Оранжевые в ответ продолжали настаивать на движении в Североатлантический Альянс. Главными двигателями этого процесса были Президент, МИД и Минобороны. Гриценко отважно отбивал все атаки и продолжал «реформировать» свое ведомство под натовские стандарты и устраивать совместные маневры, превратившись в Кабмине в изгоя.
Однако перевыборы привели к тому, что теперь «Наша Украина» и БЮТ взяли реванш. По крайней мере, пропрезидентский блок будет у руля власти при любом раскладе. А вот Партия регионов приуныла, втянув голову в плечи. Это сразу приободрило оранжевых, которые, наконец, смогли снова высоко поднять знамя евроатлантической интеграции.
Встретившись 22 октября с министрами обороны стран Юго-Восточной Европы, Виктор Ющенко тут же оседлал свою любимую пчелу и начал призывать «европейских партнеров» поддержать его план членства Украины в НАТО.
В тот же день Ющенко облобызался с главой Пентагона Робертом Гейтсом, которому торжественно пообещал, что теперь уж Киев не свернет с верного пути, ведущего под знамена с четырехконечной звездой. Действительно, какие могут быть препятствия, если вся власть будет принадлежать оранжевым? Вперед!
Но вот тут-то и случилось совершенно неожиданное. Верный союзник Вашингтона, который еще недавно так мечтал о вступлении в НАТО уже в 2008 году, через три дня вдруг заявил, что референдум по этому вопросу следует отложить. Причем надолго. «Это будет не через один, не через два, а через много лет. Тогда, когда Украина созреет к постановке данного вопроса», - пояснил Ющенко.
В последнее время у Виктора Андреевича раздвоение личности случается довольно часто. Утром он может намекать на коалицию «широкую», а уже вечером клясться в своей поддержке исключительно «демократической». То ли это последствия диоксина, то ли своеобразная политическая хитрость.
Однако его заявление об отсрочке референдума по НАТО на «много лет» более чем озадачило. Поскольку совершенно непонятно, что именно Ющенко хотел этим сказать?
Тут можно только предполагать. Но в любом случае, все упирается в неприятный для оранжевых факт: большинство граждан Украины не поддерживают вступление в НАТО. И если сейчас или через год провести референдум, то он поставит на интеграции крест.
Сейчас для Ющенко крайне важно задавить в корне все инициативы по проведению референдума, а ведь именно с этим решила повторно выйти Партия регионов во время предвыборной гонки. Так что, возможно, Президент подобным образом решил заявить, что никаких референдумов он не допустит: ни по НАТО, ни тем более по статусу русского языка.
Ющенко горюет, мол, Украина не созрела! Очевидно, Виктор Андреевич считает себя более умным и зрелым, чем целый народ. А это может подталкивать его к мысли воплотить свою мечту о НАТО в обход всенародного опроса.
Тем более что предпосылки для этого есть: Ющенко, совершенно не интересуясь мнением украинцев, не заглядывая в законы, по своей прихоти распускает парламент, вещает более чем спорные тезисы от имени всего народа, награждает званием Героя Украины офицера гитлеровской армии.
В таком случае оранжевое большинство в парламенте может завершить подготовку к вступлению в НАТО, Киев подаст заявку, будет назначен срок - уже вряд ли на 2008 год, однако это может быть 2010-й - и уже только в самый последний момент провести референдум. Когда оранжевая власть будет уверена, что сможет получить на нем хотя бы 51% «за».
Разумеется, демократией тут и не пахнет. Поскольку когда интеграцию в НАТО поддерживает менее трети населения, а власть делает ее государственным приоритетом, это называется поступать вопреки мнению народа. Но последний у нас «не созрел», то есть оранжевые просто не желают с ним считаться.
Впрочем, возможно, что мы зря так плохо думаем о Викторе Андреевиче, и он на самом деле решил прислушаться к «маленьким украинцам» и, опираясь на данные опросов, притормозить процесс вступления Украины в НАТО таким вот витиеватым способом.
Афганский синдром
Как такое возможно? Действительно, странно: главный НАТО-активист вдруг жмет на стоп-кран. Этому есть объективная причина, и имя ей - Афганистан.
В среду, 24 октября, в Нордвейке (Нидерланды) собрались министры обороны стран-членов НАТО. Точнее, большинство из них были собраны разгневанными Соединенными Штатами. Вопрос стоял острый.
«Я недоволен тем, что альянс, в вооруженных силах которого насчитывается до миллиона солдат и матросов, не может изыскать самых скромных человеческих ресурсов для укрепления международного контингента в Афганистане», - заявил глава Пентагона Роберт Гейтс.
Однако европейцы уже не хотят отправлять своих солдат под пули. Голландцы решили сократить свой тамошний контингент, за ними потянулись и канадцы. Вопрос о выводе войск из Афганистана будет поднят и в немецком парламенте. В итоге американцы рискуют оказаться с талибами один на один. А положение в армии США и без того сложное: большие потери (до 4 тысяч только в Ираке) и высокие расходы на войну вызвали рост дезертирства (11 000 за три года) и стали самым больным местом республиканцев.
Поэтому у американцев осталась одна возможность: заменить своих дорого обходящихся солдат на дешевое пушечное мясо из Восточной Европы. Особенно из тех стран, которые вот уже несколько лет настойчиво умоляют принять их в НАТО.
Раз уж они так просят американской военной защиты под флагом Альянса, пусть отработают ее своей службой там, куда их пошлет Вашингтон! Это и есть метод «коллективной безопасности» по-американски.
В свое время так поступила гитлеровская Германия, которая компенсировала дефицит сил на Восточном фронте созданием эсэсовских дивизий из прибалтов и галичан, РОА, всевозможных «тюркских» и кавказских батальонов.
Именно поэтому Роберт Гейтс за день до совещания стран НАТО в Нордвейке заехал на организованное, надо полагать, не без его инициативы, совещание министров обороны стран Юго-Восточной Европы в Киеве. Где тепло пообщался и с Ющенко, и с министром обороны Гриценко. Последний тут же начал говорить об участии Украины в «миротворческих операциях», а затем осторожно затронул возможность посылки в Афганистан «штабных офицеров, инженерных и медицинских подразделений».
Ох, не нужно было Гриценко этого делать. Потому что его слова поняли совершенно однозначно: по желанию «босса» команда Ющенко готова послать украинцев на новую афганскую войну. Общество вспыхнуло.
С резкими осуждениями выступили СДПУ(О), коммунисты, социалисты, Партия регионов, Украинский союз ветеранов-афганцев. Интересна позиция БЮТ - блок явно не поддерживает в этом вопросе Гриценко, и не только потому, что тот осмелился критиковать предвыборные обещания Тимошенко. Просто БЮТ вряд ли захочет поддержать столь непопулярную идею.
Конечно, желающие отправиться в Афганистан в Украине всегда найдутся. Только они будут туда ехать не за приключениями и славой, а чтобы выбраться из нищеты. Это будут типичные «заробитчане», отправляющиеся заработать 800 долларов в месяц, чтобы потом собрать сумму на покупку жилья или свадьбу. Наверняка образуется очередь и будут давать взятки за то, чтобы попасть в отряд миротворцев.
Вот только война - это не работа на стройке или в закусочной. И после первого же серьезного боя с талибами, половине украинской роты потребуется помощь хирурга, а второй половине - психиатра. А в Украине начнется скандал.
Причем США нуждаются в украинских (польских, грузинских, молдавских) солдатах не только в Афганистане. Они нужны в Ираке, они могут понадобиться в Иране, а там кто знает, где еще Вашингтон захочет устанавливать свою «демократию»!
Ющенко вряд ли опасается морального осуждения. Хотя он всего год назад открывал памятник погибшим в Афганистане украинцам, он вполне может недрогнувшей рукой отправить туда новую партию потенциального «груза 200». Ведь умудрился же наш Президент сначала наградить гауптмана Шухевича, а спустя неделю поздравить страну с 63-й годовщиной освобождения от немецких захватчиков! Похоже, что в моральном отношении Виктор Андреевич стал то ли умелым лицемером, то ли просто отмороженным.
Однако новая афганская война грозит политической изоляцией и Президенту, и его партии, с дальнейшим падением рейтинга. А Виктор Андреевич явно хочет еще раз избраться Президентом.
Поэтому не исключено, что, хорошо подумав, Банковая решила не ввязываться в афганскую авантюру, которая будет ей слишком дорого стоить. А так как в результате из Вашингтона придет гневный оклик, типа «ну тогда не мечтайте о НАТО!», то пришлось работать на опережение: заранее заявить, что в ближайшее время Украина не сможет получить одобрение народа на вступление в блок.
Все просто: мы пока в НАТО не идем, а значит, пока и слать в Афганистан никого не будем! Казалось бы, путем такой нехитрой «отмазки», Банковой удалось отложить неудобный вопрос.
Однако уже 26 октября из Вашингтона пришло многозначительное замечание, что Украине «не стоит оглядываться» на пути ее «евроатлантической стратегии». Куда вы денетесь с крючка!
Гуляй-поле