ДОПОМОГА

У каких врачей опаснее всего лечиться?

8 November 2007, 12:55

Гибель четырехлетней девочки в стоматологическом кресле шокировала украинцев. Вырывая зуб, врач частной клиники в Броварах нечаянно упустил его, и тот закупорил ребенку дыхательные пути. Через час девочка умерла. Врачу грозит до трех лет лишения свободы. Журналисты выяснили, как часто врачи причиняют украинцам вред и могут ли пациенты призвать медика к ответу.

«Недавно нас попросила о помощи женщина из Кривого Рога. Она сломала бедро, и травматолог сказал, что необходима операция, – вспоминает Виктор Сердюк, вице-президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов. – Женщине вставили пластинки, прикрутили их шурупами, но один из них решили не вынимать. У шурупа «слизалась» шляпка, и чтобы не выкручивать его отверткой, врач оставил железо в ноге пациентки». Вскоре у нее начались сильные боли, нога опухла. Но травматолог держался стойко: «Помажьте мазью – и все пройдет», – убеждал он женщину. Даже когда она пришла из другой больницы с рентгеновским снимком, на котором было четко видно, в чем причина болей, врач нашелся. «А где тут написано, что это ваша нога?» – заявил он.

К счастью, эта история разрешилась благополучно. Женщине сделали повторную операцию в Днепропетровске, и она подала в суд, который постановил выплатить ей около 10 тыс. грн морального ущерба. Провинившийся врач просто сменил работу.

Стоматологи и гинекологи
Десять лет назад Виктор Сердюк сам столкнулся с халатностью медиков: жена едва не умерла во время родов. Чтобы каждый мог защитить себя от подобных ситуаций, и был создан Всеукраинский совет по защите прав и безопасности пациентов. «За 5 лет существования организации к нам обратилось с жалобами свыше 3 тысяч человек. Еще больше мы провели консультаций по Интернету: только в этом году около 2,5 тысяч», – рассказывает г-н Сердюк.

Собственно, по этим данным и можно судить о масштабах врачебного зла в Украине. Ведь Минздрав не ведет подобной статистики и не составляет «черные списки» клиник, в которых что-то случается. Комментировать проблему в Минздраве отказались. В то же время, по данным Минздрава Великобритании, ежегодно с врачебными ошибками сталкиваются 850 тыс. англичан. И не потому, что тамошние медики хуже работают. Просто жители Туманного Альбиона очень хорошо знают свои права и предпочитают их отстаивать. Украинцы же молчат. По данным опросов, около 70% граждан считают, что закон им не поможет защитить свои права на качественную медпомощь.

Верят в правосудие разве что жители Киева и восточных областей – именно от них стабильно поступают жалобы в Совет защиты прав пациентов. Лидерами врачебного антирейтинга из года в год становятся стоматологи и гинекологи. Но, по словам г-на Сердюка, это вовсе не означает, что именно эти врачи совершают больше всего ошибок. Стоматологи и гинекологи немало зарабатывают, а потому пострадавшие пациенты надеются, что им удастся отвоевать немалую сумму за моральный и физический ущерб.

«Независимая» экспертиза
В Украине было все: и почку не ту вырезали, и тампоны с зажимами забывали внутри пациентов, и без ног людей оставляли. Только в Крыму за первое полугодие возбуждено 7 уголовных дел против врачей. А в столичную прокуратуру ежегодно поступает до 30 жалоб на медиков. Например, сейчас она занимается жертвой пластической операции. Хирурги обезобразили женщине лицо. Причем избавиться от рубцов не поможет ни повторная операция, ни процедуры.

Суды по медицинским делам – скорее, исключение из правил, нежели норма. До 98% случаев, связанных с медицинским вредом, решаются в досудебном порядке. Оставшиеся 2%, как показали опросы, тоже не обращались бы к Фемиде, если бы врач просто перед ними извинился.

Выиграть суд пострадавшему пациенту весьма непросто. Хотя бы потому, что в Украине нет института независимых медицинских экспертиз, говорит Александр Ангелов, заведующий юридическим бюро по правам граждан в здравоохранении при Врачебной ассоциации Николаевского региона (ВАНР). Источники «24», близкие к столичному Бюро судмедэкспертизы, это подтверждают. «Если на врача или клинику заводят уголовное дело, обязательно назначают судебно-медицинскую экспертизу. Проводит ее учреждение, которому суд делегирует это право. Если родственники или адвокаты усомнились в заключении экспертов, они могут просить суд назначить повторную, так называемую «независимую экспертизу». Ее проводит другое заведение того же профиля. Независимая экспертиза стоит около 2,5 тыс. грн. Однако она, как правило, не противоречит решению первой», – рассказал собеседник «24».

«24» разыскала и бывшего судмедэксперта, который на условиях анонимности рассказал о своей работе. «По моим наблюдениям, на 1 тысячу случаев приходится лишь 1–2, когда экспертиза признает вину врача», – говорит он. Однако тот факт, что среди врачей существует круговая порука, он считает правдой лишь отчасти. «Да, мы можем смягчить вину врача. Во-первых, редко так бывает, чтобы во всем был виноват один человек. Как правило, ошибки совершаются комплексно. Один поставил неверный диагноз, другой назначил неправильное лечение. Случается, пациенты не до конца рассказывают о своих болезнях, что вредит лечению. Но если речь идет о серьезной ошибке, «липовое» заключение может дать только очень непорядочный эксперт за тысячи долларов».

Г-н Сердюк сталкивался еще и с тем, что врачи фальсифицируют документы. Вырывают страницы из медицинских карточек, дописывают то, чего не было. Впрочем, это не означает, что подавать в суд не стоит. Пациентам удавалось выигрывать у клиник десятки тысяч гривен. Другое дело, что получение этих денег – тоже дело нелегкое. В бюджетах больниц даже не предусмотрен такой пункт расходов, как выплата морального ущерба.

Рецепт за откат

Помимо безнаказанности, ситуацию усугубляет и финансовый вопрос. «Я помню случай, когда родители повели ребенка с сыпью в кожно-венерологический диспансер. Врач прописал мазь стоимостью 90 грн. Но дело не в цене – ребенку стало хуже. И когда родители посмотрели аннотацию к этому средству, выяснилось, что его можно прописывать только с 12 лет, а ребенку было 4, – рассказывает г-н Ангелов. – Зачем врач его назначил, понятно. Давно не секрет, что некоторые медики получают 10% отката от аптеки, куда посылают пациентов».

По данным Госкомстата, средняя зарплата в области здравоохранения в Украине составляет 754 грн. «Поэтому многие хорошие врачи едут за границу. Нынче в медицине не хватает 20% специалистов. Из тех, кто остался, треть – пенсионного возраста»,– говорит Олег Мусий, президент Всеукраинского врачебного общества. Оставляет желать лучшего и качество медицинского образования. «Я знаю человека, который за время своей 6-летней учебы в медицинском университете большую часть времени провел в Испании. Но диплом получил. И даже работает нынче на хорошей должности», – добавляет г-н Ангелов.

Как отстоять свои права

Опрос, который провела Врачебная ассоциация Николаевского региона, показал: каждый второй респондент лишь из анкеты узнал о том, что существуют «права пациента». «Спрашивайте! Вы имеете право и должны знать причины и характер заболевания, основные этапы и самые важные детали лечения. Если необходима операция, поговорите перед этим с хирургом. Узнайте все детали, возможные риски и осложнения во время и после операции. Сообщите врачу обо всех деталях, которые важны для правильного лечения: нет ли аллергии на лекарства, принимаете ли какие-нибудь медикаменты сейчас, были ли подобные заболевания у членов вашей семьи. В 90% случаев знание пациентами собственных прав и минимальная настойчивость дают больше результата, чем уплаченные деньги», – советует Виктор Сердюк. Кроме того, пациент имеет право снимать ксерокопии истории болезни и медицинской карты. Ведь это же не государственная тайна. А если уж вред причинен, не стоит это скрывать. «Украинскую медицину спасет публичность», – уверен г-н Сердюк.

24.ua

http://job.ukr.ne

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі