Нью-йоркские бунтовщики подняли на акции протеста сотни тысяч братьев по безработице. Антикапиталистические лозунги 15 октября выкрикивали на улицах почти тысячи городов в 82 странах
Движение «Захвати Уолл-стрит» отпраздновало месяц со дня первой антикапиталистической демонстрации. За это время активисты обзавелись своим сайтом, страничкой в Википедии, сонмом адвокатов, вызволяющих из заточения не в меру энергичных демонстрантов, поклонниками и сочувствующими ньюйоркцам по соседству или издалека – со страниц Twitter и Facebook. В поисковике последней социальной сети, кстати, можно отыскать огромное количество сообществ, названия которых начинаются на Occupy… (от англ. «захвати»). Складывается впечатление, что каждый уважающий себя город пытается во всеуслышание заявить о себе и своей солидарности с затяжным нью-йоркским флешмобом.
В сердце протестов, Городе большого яблока, акция «Захвати Уолл-стрит» успела превратиться в главную туристическую достопримечательность.
«Когда выходишь из метро на Уолл-стрит, вокруг – ничего необычного: туристы, полиция, много народа, так что сразу найти протестантов непросто, ведь они ходят вместе с туристами по самой Уолл-стрит, – рассказывает Фокусу украинка Катерина Рубан, докторант Нью-Йоркского университета. – Теперь тут все без конца фотографируются, и непонятно, туристы это, репортёры или сами участники. Из парка (сквер Зукотти. – Фокус) доносится барабанная музыка, одни танцуют, другие дают интервью, третьи читают книги и проводят семинары».
По словам Катерины Рубан, лекции студентов из местных университетов, по-научному излагающих, в чём состоит несправедливость системы, против которой они протестуют, собирают немало слушателей. Так что здешние протесты вовсе не похожи на войну. И Катерине не по душе, когда критики в качестве иллюстрации к акции выставляют фото стареющих хиппи и бездомных.
«В протестах участвует немало моих друзей, – рассказывает Катерина. – Наш университет – один из самых дорогих в стране, а это означает, что многим приходится платить около $40 тыс. в год за учёбу. Прибавьте к этому жильё и расходы в Нью-Йорке. Приходится брать кредиты и работать. Выходит, что в самой богатой стране мира с высокими налогами небогатые студенты не имеют возможности получить образование».
Катерина рассказывает, как в один из дней она сидела с друзьями в парке и к ним подошла слепая женщина, также участница протестов, которой помогал перемещаться по улице какой-то журналист.
«Она общалась с нами и чувствовала себя в безопасности, – рассказывает Катерина. – Вот что значит призыв «Нас 99%».
Лозунги, гласящие, что протестанты – представители 99% населения страны, можно увидеть в различных вариациях не только на демонстрациях в Нью-Йорке. Но далеко не все согласны с такой постановкой вопроса. Оппоненты движения, иронизируя над демонстрантами, запустили в интернете альтернативный сайт «Нас 53%», где рассказывают о том, как они безропотно выплачивают все налоги и в буквальном смысле вкалывают вместо того, чтобы жаловаться на жизнь. Их истории похожи: им пришлось пойти на работу лет в 15, они самостоятельно платили за своё образование и жильё, подрабатывали и в школе, и в университете. «Я не принадлежу к так называемым 99%, которые ненавидят избранный 1% за их успешность. Я принадлежу к 53%», – пишут эти американцы.
«Возможно, вас это удивит, но стандарт американской жизни настолько высок, что «бедный» человек имеет свой дом или квартиру, спутниковое ТВ, микроволновку и прочие удобства, – говорит Фокусу Майкл Томасино из Чикаго, недовольный акцией «Захвати Уолл-стрит». – Да, есть в стране бездомные, но это скорее те, у кого с головой не в порядке. Впрочем, они не протестуют, бунтуют дети привилегированных. А остальные просто ищут, как бы под шумок устроить свою личную жизнь».
Сами демонстранты из разных стран на вопросы Фокуса о том, что заставило их выйти на акции в поддержку «Захвати Уолл-стрит», пускаются в пространные или пафосные рассуждения. Они говорят, что выступают против корпоративной жадности, банковских долгов (правительство США оказывает серьёзную поддержку американским банкам, по-
страдавшим во время кризиса. – Фокус), безработицы и дорогого бензина. Но некоторые призывы отдают 1917 годом.
«Мы хотим нового мира, реальной справедливости, равных прав. Мы больше не хотим жить, как рабы, мы против капитализма! Мы хотим человечности», – заявляет Тарик Тагрла из Марокко.
Британец Джеймс Эванс считает, что именно во время акций протеста может появиться на свет план действий.
«Движение Occupy The Wall Street – для того, чтобы объединить людей. Мы должны вместе искать решения, вот почему сейчас нет чётких предложений. Нужно спрашивать у людей, что они думают, а не указывать им, что они должны думать. Лучшее место для дискуссий и обсуждения – акции протеста», – поясняет он Фокусу.
«Да чёрт подери! – эмоционально реагирует на расспросы Том Нобл из Лондона. – Наша цель – вернуть экономическую и политическую власть в руки простых людей. Мы добьёмся этого, создав новые демократические и экономические институты или реорганизовав те, что есть сейчас».
Некоторые участники протестов считают, что их главная цель – «умерить непомерные аппетиты корпораций».
«Это не значит, что нужно упразднить все большие компании, – говорит Франц Каваторта из Лондона. – Нужно прекратить наплевательское отношение к 99% людей со стороны тех, у кого есть 2 млрд. долларов и кто хочет ещё больше!»
Ироничность ситуации в том, что захватчики Уолл-стрит и солидарные с ними противники капитализма в других странах направляют свой гнев против корпораций с одной им понятной логикой. Они пишут на своей стене в Facebook со своего iPadа, фотографируются на iPhone и с угрозами остаться на зимовку в палаточном городке в центре Нью-Йорка принимают дружескую финансовую поддержку миллиардера Джорджа Сороса, заявившего, что «понимает гнев налогоплательщиков, которые обязаны отдавать свои деньги проблемным банкам».



















