В антитеррористической операции (АТО) существенной проблемой остается отсутствие координации и фактически единого руководства операцией. Военно-политическое руководство порой проявляет медлительность в принятии решений. Например, руководитель Антитеррористического центра был назначен только через 40 дней после первого появления на территории Украины вооруженных российских диверсантов. Об этом в статье для ZN.UAпишет директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак.
"Наблюдатели и эксперты порой затрудняются в классификации действий командования АТО, когда, скажем, подразделение пограничников в течение 12 часов сражается с боевиками, не получая поддержки", - отмечает эксперт.
Бадрак отмечает проблемы с войсковой разведкой, вследствие чего попадание тех или подразделений в засады стало едва ли не нормой. Фактически сейчас вся армейская разведка - это бинокль и наблюдатель. Есть нестыковки с зонами ответственности и использованием данных, приходящих от пограничной и военной разведок, а также от СВР.
"Как оценить прорыв машин боевиков через границу и спокойное их следование к населенному пункту без реакции боевой авиации? Где специально подготовленные засады на наиболее вероятных местах следования групп боевиков? Были, к сожалению, и скорбные эпизоды, как под Волновахой, где молодые люди погибали из-за отсутствия элементарных навыков и знаний. Да и откуда им взяться, если ни один президент страны, ни одно правительство армией не занимались. В стране к началу войны вряд ли набралось бы два десятка комбатов, принимавших участие в масштабных учениях с боевой стрельбой батальона", - пишет эксперт.
Кроме того, как отмечает Бадрак, не в пользу Украины в нынешней АТО не только уровень подготовки (воевать приходится с людьми, которые в течение двух десятилетий живут войной), оснащения и вооружения (из России завозится все современное и новое), но и грандиозного размаха антиукраинская информационная кампания. Путину удалось, превратив СМИ, науку, социологические службы и даже шоу-бизнес в средства пропаганды, посеять лютую ненависть к народу-соседу.
"О плачевном состоянии техники ходили легенды. Но воинов АТО больше волнует даже не отсутствие разведывательных беспилотников, ударных вертолетов или высокоточных средств поражения; они сокрушаются по поводу надежности бронежилетов, а то и вовсе заявляют об их отсутствии. А пограничники… В соцсетях они кричат о необходимости проверить собственное руководство и называют конкретные суммы денег, якобы приплачиваемые не то россиянами, не то близкими к бывшей власти людьми за легко пропускаемые через границу авто с вооруженными террористами. Впрочем, и в Минобороны сегодня не менее 40% менеджеров, работавших еще в составе прежней команды, целенаправленно уничтожавшей армию", - пишет военный эксперт.
Так или иначе, Украина оказалась неготовой к войне. Это усугубилось тем фактом, что военно-политическое руководство, в первую очередь, думало о президентских выборах и политическом процессе, а защита целостности и неприкосновенности украинской земли оставались где-то на задворках основных задач.