Накануне открытия очередной сессии парламента правительство внесло в Верховную Раду законопроект об отмене внеблокового статуса Украины. Можно ли считать этот шаг своевременным и перспективным, учитывая сегодняшнюю ситуацию на Донбассе? Сайт "Обозреватель" рассмторел аргументы «за» и «против»
Оптимистичные настроения
Франция и Германия, а вслед за ними – Чехия и Венгрия уже, по сути, высказались о том, что не собираются поддерживать стремления Украины в НАТО. В 2008 году Германия смогла настроить союзников против принятия в Альянс Украины и Грузии. Поэтому рассуждать о вступлении Украины в НАТО при нынешних раскладах – не более чем популизм.
«Европа уже давно занимает страусиную позицию: лидеры целого ряда европейских стран не хотят войны с Россией и готовы согласиться на любое мирное предложение, – рассуждает глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. – Конечно, не все в Европе согласны с подобной позицией, но единства мнений нет. И это касается не только Евросоюза, но и НАТО – опять-таки, из-за разногласий с отдельными странами».
По мнению лидера партии «Сильная Украина» Сергея Тигипко, разговоры о вступлении нашей страны в Альянс как минимум не очень разумны.
«Популистские заявления о вступлении в НАТО вызывают раздражение у наших собственных союзников в Европе, – уверен Тигипко. – Нам нужно ждать не военной помощи, а помощи в проведении переговоров. Причем, чем больше сторон мы сможем к ним привлечь, тем легче гарантировать выполнение договоренностей».
Даже в представлении премьером на заседании Кабмина законопроекта об отказе от внеблокового статуса Украины, чувствовалось, что это решение продиктовано эмоциями.
«Этот закон запрещает украинскому государству принимать решение о членстве в каких-либо других экономических, политических или военных союзах, которые противоречат основной цели Украины – членства в Евросоюзе, – заявил премьер-министр Арсений Яценюк. – Принятия этого закона означает, что Украине будет запрещено членство как в Таможенном, Евразийском, так и в других разного рода так называемых союзах, которые, по сути, есть ни что иное, как Советский Союз имени Российской Федерации».
Его предыдущие выступления говорят о том, что премьер очень надеется на военную помощь Альянса. А инициатива Украины вызовет у европейских партнеров умиление и подтолкнет их к этому решению уже в конце текущей недели.
Впрочем, после заявления глав ключевых стран ЕС рассчитывать на это не приходится. Лучше всего настроение Запада озвучил Генсек ООН:
«Европейский союз, США и большая часть западных стран обсуждают между собой возможности урегулирования конфликта, – заявил во вторник Пан Ги Мун. – Главное, чтобы они осознали, что возможности урегулировать конфликт военными средствами не существует. Необходимо установление политического диалога для политического урегулирования».
Торопиться не стоит
Политолог Тарас Березовец, комментируя ситуацию для «Сегодня», признал, что внутренние условия для сближения с НАТО сейчас в Украине есть. Но этот путь вряд ли будет таким быстрым, как хотят показать его политики.
«В течение ближайших двух лет вступление Украины в НАТО будет невозможно из-за позиции Германии, которая выступает против членства Украины в НАТО, – уверен Т. Березовец. – А дальше все будет зависеть от того, как американцы будут отстаивать наши позиции».
Он напоминает, что действующая Хартия Украина-НАТО обеспечивает возможность сотрудничества с Альянсом во всех сферах, включая военно-политическую.
«НАТО не будет оказывать Украине военную помощь контингентами, – признает политолог, – но оружие оно продавать Украине может».
К сожалению, «может» не означает «хочет». Сергей Тигипко настаивает, что в нынешней ситуации Украина вынуждена прислушаться к рекомендациям западных коллег.
«Сегодня переговорная позиция страны ослаблена, – напоминает Тигипко. – Наши войска, совершая настоящие чудеса стойкости, с трудом удерживают фронт численно и технически превосходящих сил противника».
Он положительно оценил новость о том, что президенты Украины и России провели переговоры, но считает, что они не должны проходить кулуарно. Прочный мир на Донбассе нужно обеспечивать в широком кругу участников – «чем шире международная поддержка, тем легче гарантировать договоренности».
Вместо того чтобы дразнить оппонентов и сторонников, он предлагает обратиться в ООН с просьбой назначить спецпредставителя Генсека ООН по Донбассу. А в переговорах сделать все, чтобы не уступать в трех пунктах: независимость, территориальная целостность и право самостоятельного определения внутренней и внешней политики. Остальные вопросы, по мнению политика, оставляют пространство для компромисса.