Інтерв'ю

Сергей Сухомлин о планах, проблемах и рейтингах конкурентов. Интервью с кандидатом в мэры Житомира

27 September 2015, 11:10

Почти год назад Житомир.info опубликовал интервью с Сергеем Сухомлиным, который рассказывал о своих планах на посту первого заместителя мэра Житомира и говорил, что не собирается принимать участие в парламентских выборах. Теперь же Сухомлин баллотируется в мэры Житомира от президентской партии «Блок Петра Порошенко «Солидарность» и возглавляет областную парторганизацию.

- Год назад в интервью вы рассказывали о своих планах, в частности – в транспортной сфере: вывод из кризиса ТТУ, наведение порядка с маршрутками. Что удалось сделать?

- Часть планов по ТТУ удалось осуществить – троллейбусы были закуплены. Мало кто верил – и депутаты областного совета, и когда мы обсуждали вопрос на всех комиссиях, защищали выделение денег, на сессии городского совета я выступал. Мало кто верил, но тем не менее это удалось. Был момент, когда было уже страшно за эти деньги – когда началась девальвация гривны и курс дошел до 27-29 (гривень за доллар) мы понимали, что можем просто сорвать планы по поставке троллейбусов. Но, слава Богу, поставщики выполнили условия и средняя цена покупки троллейбус – с доставкой, с растаможкой – составила около 18 тысяч долларов. 31 троллейбус мы купили, неделю назад пришел 31-й, все ездят на маршрутах. Не удалось сделать по ТТУ: в этом году мы планировали введение «электронного билета» и деньги мы закладывали в бюджете этого года, 9 миллионов гривень на введение системы электронного билета. Но здесь натолкнулись на непонимание с одной стороны – депутатского корпуса, с другой стороны – самого руководства трамвайно-троллейбусного управления. Здесь две стороны медали – с одной стороны это дополнительная выручка ТТУ, до 5 миллионов гривень в год, экономия за счет сокращения фонда заработной платы около 8 миллионов гривень в год. Т.е. это 13 млн.грн в год дополнительных денег для ТТУ. Но с другой стороны медали – это увольнение около 200 человек благодаря этой системе.

- Похоже, что с руководством ТТУ нет понимания и в вопросе убрирания маршруток с центральных улиц города. Это я про «эксперимент», когда маршрутки на 5 дней убрали с Киевской, а потом вернули обратно – ТТУ вроде и денег больше заработало, но и.о. директора это почему-то не поддержал.

- Я уже давно говорил, что в моем понимании существует связка между ТТУ и маршрутчиками, потому что, когда убираются маршрутки с Киевской – резко уменьшается выпуск троллейбусов по улице Киевской и, фактически, ТТУ не поддерживает коммунальным транспортом (это решение). Но в этом «эксперименте» не сработала еще и область, потому что городские маршрутки перешли на второстепенные улицы, а область (имеются ввиду пригородные маршрутки – авт.) не перешла, хотя была достигнута договоренность, были внесены изменения в областные маршруты, пригородные маршруты, но областные маршрутки не сошли с Киевской.

- Вы обсуждали эту тему – почему эксперимент получился неудачным, почему договоренности не выполнили?

- Мы опосредованно влияем на область и не можем, в принципе, за областное управление (транспорта) выполнять их работу, здесь, прежде всего, они не доработали. Но эксперимент не удался еще и потом, что любые изменения необходимо готовить и хотя бы за несколько месяцев проводить информационно-разъяснительную работу среди населения. Этого не было сделано и люди просто не понимали, что происходит в городе. Это вызвало сумбур, бардак и поэтому пришлось этот эксперимент отменить.

- Т.е. больше вина городской власти?

- В том числе. Я не снимаю никоим образом вину и городской власти, она здесь тоже есть.

- Год назад вы говорили о строительстве четырех автостанций на выезде из Житомира. Помню недавний скандал с одной из них – на улице Щорса.

- Тоже этот проект на данный момент полностью свернули, депутаты проголосовали за отмену своих прежних решений, поэтому об автостанциях мы сейчас не говорим. Будем начинать все с начала. Вместе с нашим технологическим университетом, с группой преподавателей, мы уже разрабатываем новую транспортную концепцию Житомира, подписываем с ними меморандум: они полностью берут на себя расчет пассажиропотоков, расчет новых маршрутов и будем подходить к этому более основательно. Я уже говорил – прежде чем менять маршруты, вводить новые и менять транспортную систему, необходима разъяснительная работа с людьми, они должны понимать для чего им это надо и какой будет транспорт после этой реформы.

Сергей Сухомлин на сессии горсовета

- Вы не боитесь, что городские власти будут объяснять одно, а маршрутчики – совсем другое, и кто победит?

- Мы будем полностью менять саму концепцию, и этот вопрос я уже оговаривал с маршрутчиками предварительно. Нам необходимо вводить электронный билет, и вводить не только на коммунальном транспорте, а вводить и в маршрутках. И город должен выступать заказчиком услуг на перевозки маршрутчиков, а не давать им право быть операторами на этом рынке. Так делается в нормальных европейских странах, т.е. город сам выступает оператором на рынке транспортных услуг и городской центр сам собирает оплату за проезд. ТТУ и частные перевозчики, как исполнители услуги, выставляют на конкурс стоимость километра пробега, город заказывает у них услугу и оплачивает у них услугу в зависимости от качества ее выполнения. До них четко доводятся на конкурсе графики, требования к автобусам, но город сам собирает все деньги за проезд. Таким образом, можно вводить единый проездной на всех видах транспорта – дневной, месячный – и город сам производит расчеты с перевозчиками или с трамвайно-троллейбусным управлением. Перевозчики гарантированно получают деньги за выполнение графиков, т.е. пропадет желание в 9 или 10 часов вечера снять маршрутку с маршрута. Не будет соревнований на маршрутках, когда они обгоняют друг друга, потому что они должны четко, согласно контролю по GPS-трекерам, пройти по маршруту по графику.

- Кроме соблюдения графиков, что еще получат пассажиры от этого нововведения?

- По единому электронному билету пенсионеры смогут пользоваться маршрутками бесплатно, потому что маршрутки в этом случае оплачивает город. Пенсионеры будут получать бесплатную карточку, а пассажирам не придется платить при пересадке из одного вида транспорта в другой, потому что будет единый билет. Мы тогда узнаем реальный пассажиропоток, увидим, какое количество пенсионеров у нас ездит. И тогда у нас будут реальные цифры, чтобы их выставлять области для компенсации, на субвенцию за проезд льготников. И в транспорте не будут использоваться деньги, водители маршруток будут только следить за дорогой, а не принимать плату и сдачу отсчитывать. Я маршрутчикам уже закинул эту идею. Они сначала так настороженно отнеслись, потом, когда я все объяснил, «разжевал», они говорят – мы «за».

- Все «за»?

- Ну, было 6 или 8 человек, все сказали – мы «за», мы готовы. Может они конечно сейчас пока заигрывают, а потом все будет по-другому, но пока так.

- Скорее всего, потому что наличные деньги – это наличные деньги, и особого учета сейчас нет.

- Думаю, по этой причине и ТТУ тормозит (введение электронного билета).

- В ТТУ как раз сейчас объявили конкурс на должность директора.

- Таможский (и.о. руководителя ЖТТУ – авт.) – человек, который действительно знает трамвайно-троллейбусное управление, человек, который пользуется авторитетом у коллектива, но это человек, который не может дальше развивать ТТУ. Там необходим другой директор.

- Среди десяти кандидатов, о которых говорил Демчик, есть такой человек?

- Я не видел, не участвую в этом. И думаю, что конкурс они сейчас не проведут.

- Год назад в интервью речь шла также о демонтаже незаконных киосков и уменьшении количества рекламы.

- С этим плохо, всего двадцать с чем-то киосков мы демонтировали, на бульваре все киоски сняли… Есть один очень простой способ, чтобы полностью убрать рекламу: в законе сказано, что при изменении градостроительных условий мы имеем право принять любые решения по изменению в правилах и по перемещению наружных бордов и так далее. Изменение градостроительных условий – это принятие генплана. Генплан готов, он опубликован на сайте горсовета и сейчас будут проходить общественные слушания, после чего он будет утверждаться. После принятия генплана мы можем полностью поменять правила размещения рекламы и убрать киоски. Что уже было сделано по рекламе: убрали прицепы, есть несколько, которые стоят на частных территориях – стоянки возле супермаркетов, но тут мы ничего сделать не можем. На меня даже в суд подали, в прокуратуру и в милицию писали, но мы убрали. Рекламу на турникетах мы убрали, год на это ушел, но, правда, они сейчас подали в суд…

- Вернемся к вопросу о переходе из бизнеса на госслужбу – год назад вы говорили, что тут все намного медленнее происходит.

- За год стало еще медленнее. Первый год выборы (в местные советы) были далеко, и не было какой-то внутренней конкуренции, поэтому проекты более-менее поддерживались. А после Нового года все просто начало стопориться.

- Это происки ваших конкурентов на выборах, в частности – и.о. мэра Любови Цимбалюк?

- Нет, ну при чем здесь Цимбалюк. Есть же депутаты, которые представляют разные политические силы, которые идут на выборы и так далее.

- Во время выступлений и.о. мэра на последних сессиях горсовета с ее уст часто звучит фамилия «Сухомлин» если где-то что-то не так.

- Ну, если я одновременно занимаюсь и выделением земли участникам АТО, провожу рабочие группы, если я езжу, ищу сам эти участки, фотографирую, проверяю в Госкомземе, если одновременно занимаюсь программами НЭФКО, провожу рабочие группы по внедрению этих проектов каждую неделю, провожу штабы по подготовке к зиме, занимаюсь параллельно и транспортом – естественно при таком объеме (работы) есть ошибки. Проще, конечно, давать команды и контролировать их выполнение, это, естественно, проще.

- Т.е. у Любови Цимбалюк перед выборами более выгодная позиция по сравнению с вашей?

- Я не считаю, что у нее более выгодная позиция. Потому что я, по крайней мере, каждый материал и каждую тему знаю достаточно глубоко и могу это объяснить на встречах с людьми.

- Ну, вы объясняете, а другой кандидат, допустим, приходит и говорит «все будет хорошо» и он как бы ближе и понятнее людям…

- Честно говоря, я надеюсь на то, что люди все-таки что-то хотят поменять. И просто фразы «все будет хорошо» - они уже не цепляют. Лучше я буду доказывать свою позицию, и отстаивать эти проекты. Я не считаю, что занимаясь просто критикой можно чего-то добиться и повысить свой рейтинг. Да, можно несколько понизить рейтинг конкурента, но это не значит, что твой рейтинг автоматически вырастает.

- Вот эти листовки против вас, статьи в газетах – вы знаете, кто это делает?

- Я догадываюсь, кто это делает.

- Наталия Чиж на днях подала заявление в милицию на газету, которая о ней опубликовала «черный пиар». Вы еще к правоохранителям не обращались?

- Я не обращался в милицию, потому что не хочу поднимать им рейтинг. Мы собираем эти все материалы, когда закончатся выборы – тогда обратимся в суд.

- Независимо от результатов выборов?

- Независимо от результатов, конечно.

- А много уже насобирали материалов?

- Ну, выпусков (газет) достаточно много было, да, конечно. Есть газеты, есть листовки, собираем.

- Вы говорили, что не будете заниматься «черным пиаром» и тратить на это деньги, но вдруг найдутся люди, которые захотят вам «помочь» и начнут поливать грязью ваших конкурентов? Подумают на вас, и сложно будет оправдаться.

- Ну, пусть думают. Я ей говорил, что не буду заниматься «черным пиаром». Было обвинение, что я там оказываю давление через прокуратуру на одного из кандидатов, я сказал, что я готов пойти на «детектор лжи», я готов лично встретиться с тем человеком, который дал такую информацию. Если это подтвердиться – я готов снять свою кандидатуру с выборов.

- Вы действительно пойдете на «детектор лжи», когда-то уже там были?

- Готов, ни разу не был. Год назад наш депутат Геннадий Забродский начал говорить по поводу троллейбусов: да, конечно троллейбусы привезли, но я ж знаю, сколько он там заработал на этих троллейбусах. Я говорю – не вопрос, я иду на «детектор лжи» по поводу троллейбусов, что хоть копейку заработал, ты идешь вместе со мной по поводу ЖЭКа «АММОН». Не пошли.

- Что самое сложное на встречах с избирателями?

- На встречах во дворах основная проблема – это претензии к ЖЭКам. Общаясь с людьми, я пытаюсь им честно сказать, что нет смысла тратить свою жизнь, энергию на борьбу с ЖЭКами, в любом случае их дни сочтены. И необходимо переходить на другие формы – на управляющих, делать ОСББ и не зависеть от ЖЭКа. Люди часто выступают с претензией, что за 25 лет у них ЖЭК не проводил никакие ремонты. Я им даю просто цифры: в Житомире больше 1100 многоэтажных домов, проведение среднего ремонта по каждому дому – 500-700 тыс. грн, т.е. на всех – больше 600-700 миллионов гривень, каждый год мы выделяем на эти работы 20-25 миллионов. Когда дойдет ваша очередь? Никогда. Или вы продолжаете ждать или сейчас делаете ОСББ и пользуетесь теми деньгами, которые мы заложили (в бюджете), которые дает правительство. Фактически сейчас люди могут получить кредит на утепление дома, оплатив только 30% тела кредита, и очень многие идут на это.

- Уже проводили какие-то опросы, определяли рейтинги кандидатов?

- Мы делали опрос для определения рейтингов в Житомире, и делал социологические исследования «Оппозиционный блок». По партийным рейтингам у нас была разница (в результатах опроса – авт.) 1-1,5-2%, по рейтингам основных кандидатов оно тоже практически сошлось.

- Цифры можете назвать?

- По нашим опросам, которые делал «Социс»: Сухомлин – 24%, Чиж – 10,9%, Цимбалюк – 9,8%, Кизин – 9,1%, Дебой – 8,1%. По опросу «Оппозиционного блока», который делал привязку кандидата к партии: Сухомлин – 23,7%, Чиж – 22,4%, Цибалюк – 12%, Кизин – 7%, Дебой – 5,9%.

- Конкуренты-женщины – это сложнее или проще?

- Это зависит не от того, женщины они или не женщины, это зависит от кандидата непосредственно. Допустим, если такой человек, как Лабунская (руководитель ВО «Батькивщина» в Житомирской области – авт.) – это серьезный противник, потому что там есть напор, заряженность на успех и так далее. Для меня, наверное, (конкуренты-женщины) проще.

- Каков принцип формирования партийных списков БПП? Некоторые фамилии действительно удивляют.

- Например?

- Например – Радько, Старинец, который был замом у мэра Веры Шелудченко.

- Радько – это квота «Народного фронта». По договоренностям из Киева была квота 25% «Народного фронта», и в область, и в город. Но реально будет не больше 1-2%, потому что мы не выполнили полностью их условия. Старинец – это не квота.

- Говорили, что Машковский собирается баллотироваться по Радомышлю в облсовет, но в списках его нет.

- Значит не собирается (смеется). Очень много было слухов, говорили, что и Пухтаевич с нами пойдет, и Кропивницкий с нами пойдет, но как-то не сложилось.

- Вы уверены, что выдержите темп этой избирательной гонки?

- Вариантов нет. Но 7 тысяч человек, которые только за эти полтора месяца прошли по встречам – это так достаточно тяжело. А еще надо провести не меньше 100-120 встреч.

О бизнесе кандидата в мэры Сергея Сухомлина и первом заработанном миллионе читайте во второй части интервью

Тамара Коваль, редактор Житомир.info 

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі