Пропасть разверзлась не вдоль украинско-российской границы. Она пролегла между людьми, часто очень близкими. Точнее, в головах людей. Или по головам… Привязанность братьев и сестер, отцов и детей, оказавшихся по разные стороны этой пропасти, сменилась непониманием и даже враждой. Таковы последствия информационной войны между Россией и Украиной, которая началась задолго до событий в Крыму и которую Украина проиграла вчистую. Потому что не воевала.
С моей однокурсницей Лидой мы не просто друзья. У нас – родство душ. Мы должны были идти по жизни вместе, но я тогда не сказал «давай поженимся». Смалодушничал по причине своей юности, и наши судьбы разошлись. Она – в Ульяновске, я – в Житомире. Но даже общение в соцсети позволяло не просто понимать – чувствовать друг друга.
И вдруг враз между нами разверзлась пропасть. Боюсь, что непреодолимая. Это случилось синхронно с началом событий на Киевском Майдане. Динамику образования пропасти можно увидеть по приводимому ниже диалогу. Он велся в течение нескольких дней, точнее, ночей. Делюсь – читайте:
- Привет, Витя! …Мы здесь, в Ульяновске, украинские программы смотрим. Х-фактор я весь пересмотрела. Женя Литвинкович впечатлил. Программу «Орел и Решка» любят все у меня в семье.
- Мы тоже смотрим с Юлькой «Орел & решка». Особенно те программы, где участвует самородок из Хмельницкого Леся Никитюк.
- Да, она молодец. И чего ее убрали? А ты почему не спишь?
- Сейчас пойду. А ты?
- Я читаю.
- Спи уже…
Через несколько дней:
- Лид, привет! Я сейчас вынужден был объяснить знакомой из Ташкента, что у нас экстремисты напару с ультранационалистами не бегают по улицам и не едят москалей. Представь: она предлагала нашей семье приют по причине «резни между русскими и украинцами». По-моему, не верит, что резни нет, хотя я пытался убедить.
- А я своим украинцам написала, чтобы быстрее приезжали в гости, пока визовый режим не ввели.
- Прочитай статью «IN RE» в «Зеркале недели». Надеюсь, автор сумел передать не только концептуально, но и эмоционально, что происходило и происходит. Вот ссылка: http://gazeta.zn.ua/internal/in-re-_.html.
- Понятно, что естественное желание лучшей жизни вывело людей на Майдан. Но их доверчивостью воспользовались и продолжают пользоваться. Теперь уже те, кто хотят войны. Что явствует из текста. Опять кто-то будет загребать жар чужими руками.
Милитаристские, националистические цели прикрывают красивой оберткой. Страшно, Витя!!! Не видишь, что ли, что сценарий арабских революций разыгрывается в угоду кому-то? Россия причем тут? Украина более 20 лет суверенное государство. Что с Россией-то воевать? Призывая на помощь ЕС и Нато?
Никогда не считала, что украинцы - это люди другой национальности. Считала, что единый народ. А оказывается...
Очень болезненно переживаю ситуацию. Прости, больше не буду писать на эту тему. Не хочу, чтобы твои сыновья воевали с моими.
- Тебя не удивляет тот факт, что весь запад от России отвернулся?
Что касается национальности. По сути, в Украине понятия «национальность», такого, как в России или Узбекистане, не существует. И на Майдане не стояли исключительно украинцы. Здесь национальная принадлежность на втором плане и нет этнической границы между людьми. А Россия разыгрывает абхазский сценарий. Вот причем здесь Россия, точнее, ее правитель Путин. И это крайне подло.
- Витя, ты взрослый человек! Сценарий абхазский написан не в России, так же как и не в Украине. Убиваешь меня.
У нас говорят, что уже Яценюк увез Золото Скифов.
- Это смешно
- Проверь, мне не смешно. Надоело, что все из Украины попрекают советским временем, Сталиным и промывкой мозгов Путиным. Не смотрела передачи никакие, а теперь буду. Чтобы знать, о чем речь. Моя родня из Украины думает иначе, чем ты
И сноха из Риги, она родом из Западной Украины, считает, что Украину так же обманут, как и Прибалтику. Говорит, что на Украине сильно зомбированы.
- И все-таки ты далека от наших реалий, а потому нам трудно понять друг друга. Это как если бы рухнула вавилонская башня. Речь вовсе не о немедленном вхождении в ЕС, а о формате дальнейшего развития. Украину превращали в марионеточное государство: царек Янукович, а вокруг - деградация всех государственных институтов. Это предельно мерзко, и социальный взрыв был абсолютно закономерен. А вот как дальше пойдет, не знает никто. Но всеобъемлющей коррупции уже не будет. Не будет и строительства «бантустана» в составе России. Сейчас Путин будет постоянно расшатывать Украину, пользуясь малейшим просчетом украинской власти. А их предостаточно. И, тем не менее, Украина будет вместе с Россией, только если та ее завоюет.
А в ближайшей перспективе и россияне, и украинцы ощутят на себе все прелести конфронтации. То есть страдать будем мы, обычные люди.
- Уже страдаем. Зачем завоевывать Украину? У нас своих проблем выше крыши. Нет планов обрести Союз, а только чтоб не враждебные соседние государства, чтоб без нацеленного оружия. Что мешало и мешает Украине развиваться самостоятельно? До выборов оставалось всего ничего... Все бы решилось мирно. Но, видимо, кому-то нужен пожар. Про то, что страдаем, это точно! Лекарства пью постоянно. Просыпаться утром тошно с тяжкими мыслями: что там? Хочется, чтобы были мир и весна. Люблю Украину. Не хочу Сашков Белых с коричневым подшерстком. Витя, я лично всегда голосовала против Путина, а теперь зауважала. Он не собирает земли русские. Он просто русский.
Прочитав последнюю фразу, я понял, что очень долго не смогу общаться с Лидой – родство душ умерло… Судя по разговорам вокруг меня, очень многие украинцы не могут общаться со своими близкими, живущими в России и ее сателлитах. Так, недавно моя кузина, с которой мы живем в одном городе, послала в телефонном разговоре своего единоутробного брата-москвича «к Путину» и бросила телефонную трубку. А потом долго плакала и говорила: «Дайте мне пистолет, покажите, куда нажимать, и я без страха и сожаления убью Путина! Он лишил меня брата».
До недавнего времени мы почти не замечали, что живем со своей российской родней в разных странах: слушали одни и те же песни, обсуждали одни и те же фильмы, праздновали те же праздники. Мы жили в едином культурном пространстве, грелись вместе под крымским солнцем и, в общем-то, были носителями одной идеологии (пожалуй, отсутствия таковой). И вдруг –жах по нашим головам… И обрубили одним махом тонкие невидимые связи между людьми. Мы перестали понимать друг друга, зато стало совершенно очевидно, что история про Вавилонскую башню, вовсе не красивая библейская легенда, а самая что ни на есть истина.
А вот, что написал мне мой брательник Ильдар, который трудится в США на научной ниве:
- Витька, можешь поздравить меня: я наконец стал «бендеровцем». Начинаю понимать, что происходило, происходит, и произойдет. Ужас-ужас-ужас. Но нужно это пережить. Крым на какое-то время мы потеряли, но свою страну нашли. Держитесь там. А если дойдет до самого плохого, приеду и буду партизанить в наших лесах.
На этом, пожалуй, и закончу свою заметку. Думаю, практически у каждого читателя есть, что добавить к моим «выбранным местам», есть утраченные друзья и потерянные российские родственники. А ведь это пострашнее, чем территориальные потери. Это по живому. Это больно.
Виктор Конев