У Житомира будет новый народный депутат в Верховной раде: на выборах с большим отрывом победил выдвиженец президентской партии, Герой Украины и бывший комбат 95-й бригады Герасименко. Этот результат, в отличии от других округов нашей области, никем не оспаривается, хотя и вызывает удивление.
В Житомирском округе №62 по данным Центризбиркома 163 тысяч 856 избирателей, на избирательные участки 21 июля пришли 83 тысяч 780 человек, это больше половины от всех, имеющих право голоса – 51,13%. Кандидат-победитель получил 38 тысяч 49 голосов, 47,72%
Для сравнения, на внеочередных парламентских выборах 2014 года в округе №62 было 172 тыс. 507 избирателей, проголосовали 96 тыс. 818 или 56.67%, Результат победителя Розенблата – 19 тыс. 349 голосов, 20,81%.
И нынешний и предыдущий победитель баллотировались от партии и часть их победы – это проценты партийного бренда, но в 2019 году они стали несоизмеримо выше: по оценкам специалистов любой кандидат от «Слуги народа» со старта получал поддержку в 20-25%, а остальное уже было делом способностей самого кандидата и профессиональности его штабистов. Но это не охладило пыл остальных претендентов на депутатский мандат от Житомира, хотя результат оказался для них печальным.
Дальше – мое субъективное мнение об избирательных кампаниях кандидатов, исходя из того, что было видно и слышно (существенное уточнение - телевизор я не смотрю уже лет 8).
Штаб ЗеКоманды избрал «рекламную» тактику: борды, ситилайты, аудио- и видеоролики, банеры в интернете. Сам же кандидат дал несколько интервью, провел пару десятков встреч «с трудовыми коллективами» и открытую встречу в доме культуры, куда мог прийти любой желающий и задать вопрос. Еще было пару выпусков кандидатской газеты и реклама на досках у подъездов. Я думаю, первые результаты подсчета голосов на участках стали неожиданными не только для проигравших, но и для победителя, потому что разница в 6-8 раз – это, как говорил Голохвастов, очень и очень.
Второе место Леонченко тоже обусловлено партийным рейтингом ОПЗЖ, хотя ее рекламы на улицах города было много, но появилась она гораздо позже, чем у Герасименко. Интересно, что за четыре года количество голосующих за Леонченко (или за человека, представляющего именно эту партию?) существенно не изменилось: на местных выборах за Леонченко, которая баллотировалась в мэры от Оппоблока, проголосовали 5068 человек, это было 6,6% и пятое место; на нынешних парламентских – 6 477 человек, 8,12% и второе место.
По-моему, получить «серебро» в этой гонке ей помогли кандидаты Гундич и Розенблат, которые заняли, соответственно, третье и четвертое место. Один непосредственно, а другой опосредованно.
Экс-губернатор Гундич во время этой кампании делал все «как книжка пишет»: реклама, концерты, газеты, VІР-агитаторы, общение с людьми. У меня иногда возникало дежавю с 2012 годом, когда в нардепы баллотировался действующий губернатор Рыжук. Так же известные в городе люди выступали в его поддержку, но тогда это были не видеоролики, а листовки, причем некоторые из этих людей в 2019 поддерживали уже Гундича. Так же по городу развешивали агитационные баннеры без всяких разрешений. Так же устраивали масштабные концерты. И Гундичу многие пророчили гарантированный второй результат по итогам голосования. Но кандидат «сорвался» и начал лично озвучивать тезисы «черного пиара», которым пытались понизить рейтинг основных конкурентов бывшего главы ОГА – Герасименко и Розенблата. В результате Гундич набрал 6 140 голосов, 7.7%.
Народный депутат Розенблат, который решил повторить свой успех пятилетней давности, но уже самостоятельно, без партии, делал все то же, что и во время депутатства, но с большей информационной поддержкой. Немногие кандидаты на этих выборах расставляли по городу свои агитационные палатки, у Розенблата их было больше всех и разнообразной печатной продукции тоже было много. И во время избирательной гонки он продолжал устанавливать детские площадки и передавать разнообразную помощь. Кстати, о помощи: меня лично зацепило использование для агитации истории со спасенным ребенком, не так истории, как фото ребенка с мамой с призывом проголосовать за спасителя. Да, законом о выборах это не запрещено, а жаль. Результат уже почти бывшего нардепа – 5 279 голосов, 6,62%. Голосов в 4 раза меньше, чем в 2014 году, но учитывая, как его активно «топили», то результат не так уж и плох.
Замыкает пятерку лидеров свободовец Сидор Кизин – 5 058 голосов, 6,34%. Он, как и Леонченко, в 2015 году баллотировался в мэры и тогда за него проголосовали 8 632 человека. Возможно, такая потеря голосов связана с тем, что партия не представлена фракцией в Верховной раде, лидеры особо не пиарятся, своих телеканалов, как у ОПЗЖ, нет. А может тогда избиратели еще помнили Кизина-губернатора, а к 2019 году подзабыли, потому что тяжеловато жить в Киеве и быть постоянно активным в Житомире.
Шестое и седьмое место – это представители «Батькивщины», бывшие и нынешние. Купчинский, официальный кандидат от этой партии, получил 3 320 голосов, 4,16%. Он попал в мой личный «черный список» из-за использования детей в предвыборной кампании, да и вообще его реклама была построена на тех, кому он помог, собирая деньги и передавая их на лечение. Кстати, местные бизнесмены говорят, что теперь ему денег не дадут, может после выборов только однопартийцы будут помогать в сборе средств.
Цимбалюк, которая у большинства житомирян все еще ассоциируется с «Батькивщиной», очень поздно начала свою избирательною кампанию, настолько поздно, что может уже не стоило и начинать. Результат закономерен – 2 852 голосов, 3,57%, хотя мы же помним, что на выборах мэра в 2015 году поддержка была в 10 раз больше, и она вышла во второй тур выборов. Но, правда, тогда в ее активе была партия и весь партийный штаб.
Загадочный для меня результат у Циганчук – 2552 голоса, 3,2% при том, что я лично ее рекламы почти не видела: за все время избирательной кампании мне один раз попался флаер этого кандидата и все. Возможно, сторонники Цимбалюк промахнулись и поставили галочку не туда, а может есть люди, которые и без всякой рекламы готовы голосовать за Циганчук. Кстати, на прошлых парламентских выборах она баллотировалась от партии Ляшко и получила 6 817 голосов.
Если бы на выборах как у киношников был приз «Золотая малина», то его, по-моему, стоило бы отдать кандидату Пешко. Почему этот человек решил баллотироваться именно по округу №62, зачем вложил столько денег в печать газет и агиток, для чего заклеивал столбы своей агитацией и перед днем голосования вывесил «удивительные результаты соцопроса», которые пророчили его победу, кому были адресованы листовки, что Полевая и гимназия №3 поддерживают Пешко? Это мои вопросы, но на них ответили житомиряне своим голосованием – 2 446 голоса, 3%.
Интересная избирательная кампания была у Грамотенко, и если бы он шел от партии с хорошим рейтингом, то, я думаю, мог бы даже претендовать на место в пятерке. Но его узнаваемость в Житомире не дотягивала, как показал результат, даже до Циганчук, хотя агитации у него было больше в разы. Грамотенко оказался на десятом месте, получив, кроме опыта избирательной кампании, 2 321 голос, 2.91%.
Остальные восемь кандидатов набрали в сумме 5233 голоса. Учитывая, что залог для участия в выборах составляет 41 тыс. 730 грн, то три самовыдвиженца – Недельський, Коцюбко и Герговский, которые набрали меньше 400 голосов, заплатили за один голос больше 100 гривен, и это еще без учета денег, потраченных на рекламу. Как любят писать наши читатели «лучше б людям раздали»…