Строительная отрасль – одна из самых пострадавших за последние годы. Финансовый кризис привел к резкому сокращению инвестиций и замораживанию строительных проектов.
В Житомире тоже есть пострадавшие: несколько лет стоит замороженным строительство многоэтажного комплекса в районе гормолзавода.
64 инвестора не смогли дождаться новых квартир в срок. О том, что делать и как будет решаться проблема – интервью с исполнительным директором компании-застройщика «Олвита-буд» Дмитрием Рогожиным.
- Дмитрий Владимирович, когда «Олвита» начала строительство и в чем причина его остановки?
- В двух словах о причинах рассказать невозможно. Компания «Олвита-буд» приступила к строительству в 2006 году. Позднее был принят закон о фондах финансирования. Банкам отдали функции управления и контроля за строительством. Все сделали по закону и мы: были заключены договоры. Управителем фонда выступал «Захидинкомбанк», заказчиком – ООО «Олвита-буд» (Житомир), генподрядчиком – АОЗТ «Олвита» (Киев). Все полномочия по управлению и назначению подрядчика и заказчика перешли к банку. Все, что мы создали, передали в управление банку. Такой закон был.
Первично была договоренность с собственником «Захидинкомбанка» Василием Гаврилишиным, что он открывает адресное финансирование от банка в размере порядка 10 млн долларов, для того, чтобы достроить первую очередь – 4 подъезда под ключ и продавать готовое жилье.
У банка, как известно, со временем возникли проблемы, была введена временная администрация. «Захидинкомбанк» отказался финансировать этот проект. Мы начали привлекать деньги физических лиц, брать кредиты и когда в 2008 году прекратилась ипотека, прекратилось финансирование, то мы сами взяли 6,5 млн гривен кредита и думали, что сможем до осени решить проблему. Поскольку после этого у компании отсутствовали источники финансирования, стройка была остановлена.
- Проблемы в те годы возникли не только у банков…
- Вы должны помнить ситуацию: у нас тоже в те годы отсутствовала возможность что-то заложить для обеспечения нового кредита. Кроме того, перестали платить люди и даже доверители, которые задолжали более 3,5 млн гривен. Меня нанял менеджером банк, если он хочет, он может меня поменять.
- Сколько квартир успели приобрести люди на стадии строительства?
- 40% квартир люди приобрели на стадии строительства. Это 64 квартиры в первой очереди дома.
- Есть ли выход сейчас из сложившейся ситуации?
- Остановка строительства – это проблема не только компании «Олвита-буд». 30% строек еле дышат. Впрочем, выборочно, зачастую благодаря муниципальным властям, люди имеют возможность достроить жилье. Житомир - инвестиционно слабый город: и по стоимости жилья, и по объемам строительства и размерам инвестиций. Есть свои особенности: площадь квартир, планировка, специфика продажи и специфика цены.
С Киевом, например, сравнивать нереально. Там легче найти реальный источник – инвестора, который вложил деньги, построил и продал жилье.
- Почему в Житомир инвестор идет неохотно?
- Для инвестора главное не вложить деньги, а забрать их с прибылью. Частный инвестор скорее вложит деньги в строительство в Одессе или Киеве: там гарантий больше и экономика лучше. В Житомире, где уровень зарплат низкий, малоимущий горожанин вряд ли возьмет средства на ипотеку. Он должен иметь гарантированный доход, чтобы оплатить ипотеку даже под минимальные проценты. А доходы у жителей Житомира невелики.
- Может ли помочь в такой ситуации государство, и каким образом?
- Должна быть прозрачная система в строительстве, и, прежде всего, - госзаказ. Государство должно выступать заказчиком через управление капитального строительства, должен существовать четкий механизм гарантий и финансирования. Как только такой механизм появится, строительная отрасль оживет.
- А судьба квартир для 64 семей?
- Стройка 2 года назад была возобновлена: нашли источники финансирования, договорились о сотрудничестве с силикатным заводом. Стали сотрудничать с компанией «Термобуд-Житомир».
Однако нашлись люди, которые проворовались. Я имею ввиду компанию «Термобуд- Житомир». Вскоре после этого я вынужден был остановить стройку, поскольку допускать хищения не мог. Относительно этих фактов у меня есть заключения строительной экспертизы, проведенной специалистами из Киева.
Возбуждено уголовное дело, в рамках которого расследуется этот факт.
Уже бы давно достроили, поскольку мы имели кредит доверия людей, были налажены контакты с поставщиками…
Я считаю, что именно компания «Термобуд-Житомир» является инициатором акций протестов, чтобы скрыть свои проблемы и переложить ответственность на чужие плечи.
Единственная цель – подвинуть меня и Олег Стецюка (директор генподрядчика, компания «Олвита», Киев).
Цена вопроса – не помощь, а краны и опалубка, офис, 11 миллионов вложенных в стройку денег. Такие люди используют политические амбиции начинающих политиков, по сути, еще детей, которые только начинают свою политическую карьеру.
На самом деле строительство – это консолидированная собственность. Мы такие же участники строительства, поскольку вложили более 11 миллиона гривен предприятия.
- Когда возобновится строительство?
- Я хочу верить, что возобновится государственная ипотечная программа. Кроме того, если бы не было вылито столько грязи, частный инвестор был бы найден. С уверенностью говорю - при такой степени готовности, я бы смог найти частного инвестора. Я нашел бы подрядчиков, партнеров. Неоднократно вел переговоры. Самый надежный выход – запустить проект как социальный (жилье для бюджетников), чтобы город выступил заказчиком социального жилья, а это еще 80 квартир.
Для этого нужно порядка 20 миллионов гривен, при сметной стоимости 30 млн. гривен. Мы свои 10 млн. гривен уже вложили. Власти Житомира принципиально за такое решение проблемы. Кроме того, есть целевые фонды, которые уже обращались к ним с предложениями. В ближайшее время намечена встреча с представителями фонда из Британии. Они уже работают в ряде городов Украины. Эти международные программы работают по всему миру: в странах Африки и Азии в том числе. За два года можно профинансировать строительство и получить реальный результат: квартиры для города и жилье для жителей, которые в свое время уже вложили свои средства в новые квартиры.
- Не противоречит ли законодательству совмещение должностей: Вы, кроме руководства «Олвитой-буд» еще и директор «Житомиртеплокоммунэнерго»
- Директор - это не государственный служащий. К тому же, в строительной компании я сложил полномочия и назначен был исполнительным директором. Я боюсь лишь одного: чтобы какой-то любитель или безответственный человек не захотел поживиться…
Поведение «Термобуда» - это попытка рейдерства, я бы сказал, открытого рейдерства. И когда мы избавлялись от проворовавшихся подрядчиков, я прекрасно понимал, что будет грязь. Я понимал, что будут провокационные акции.
Поверьте, я сам заинтересован в том, чтобы продолжить строительство и предоставить людям квартиры. Поэтому «Олвита» ищет выход из сложившейся ситуации.