Інтерв'ю

Дмитрий Рогожин о проблемах «Житомиртеплокоммунэнерго», кредитах и своем контракте

17 September 2013, 11:05

 Дмитрий Рогожин, который уже три года руководит коммунальным предприятием «Житомиртеплокоммунэнерго», в интервью Житомир.info рассказал о подготовке к отопительному сезону, расчетах за газ, автономном отоплении, своем контракте и судьбе недостроенного дома «Олвита-буд».

- Как идет подготовка к отопительному сезону 2013-2014?

- Подготовка идет как обычно: пишем кучу планов, заверяем их на исполкоме, потом выносим на профильные комиссии, на сессию, потом эти планы выполняем. Естественно, в процессе подготовки возникает много корректировок, в 90% случаев – на увеличение объема, потому что выплывают различные проблемы. Как, например, появилась проблема котельной на ул.Сабурова, 2, колоссальная проблема в этом году аварийных труб, аварийных крыш, пришлось привлекать монтажников, для тех работ, которые наши рабочие не имеют права выполнять. Есть серьезная проблема на Жукова, 31, которая существует уже три года и до этого момента была, практически, не решаемой.

- Вы говорите о подключении к теплу дома для военнослужащих?

- Да, это дом Минобороны. «Выдавили» предоплату, с УНР (управление начальника работ – аналог гражданского строительного управления) начали работу, будем надеяться, что министерство включит нас в табель государственных платежей, и мы сможем закончить эту котельную. По сути, мы можем ее сделать, но без оплаты, без закрытия объемов мы не сможем закрыть табеля (выполненных работ), а это же государственные деньги. В данном случае город рискует больше, чем сами военные, подписывая документы и обязуясь дать тепло людям, хотя по документам работы по котельной будут не закрыты.

- Какие еще проблемные котельные?

- На ул.Победы, 75 – котельная ГП «Техсервисмолоко», мы два года ее тянули фактически на одном котле, но предусмотрены были деньги в бюджете на модернизацию. До 26 июня подготовили платежку – до сих пор деньги полностью не прошли, пришел только аванс. Но мы будем начинать делать эту трассу, потому что там большая школа, жилые дома. Мы не имеем права рисковать отопительным сезоном.

- Не будет ли проблем с лимитами на газ для начала отопительного сезона, каковы долги за газ?

- Как у нас есть плановая финансовая убыточность, так есть и плановые долги за газ. Если бы у нас был нормальный, 100% тариф, то ни о каких долгах и речи бы не было. Но эта стоимость газа – она просто непомерная, на 40-50% увеличивает цену теплоснабжения. Поэтому ведется такая социальная политика по регулированию тарифа. Мы начали делать три года назад, и продолжаем сейчас делать все возможное для стабилизации тарифа за счет уменьшения потребления энергоносителей, за счет энергосберегающих технологий. Если бы все те проекты, которые мы наметили с Европейским банком, с НЭФКО, с фондом Швейцарского сотрудничества «Демо-Украина», реализовали, то нам не надо было бы поднимать тариф. Мы бы получили 30% уменьшение потребления газа, до 40% уменьшили бы потребление электроэнергии, и тогда людям не пришлось бы платить больше. Увеличение тарифа было бы пропорционально увеличению стоимости энергоносителей, но не тот ненормальный скачек, который может произойти. Но он не произойдет, потому что его никто не допустит, люди больше не могут платить, физически не могут.

- Какова сумма долга и может ли это повлиять на начало отопительного сезона?

- Наши долги перед «Нафтогаз-Украины» сегодня составляют 152 млн.грн., т.е. на 50 миллионов каждый год увеличивается долг за газ. И погасить это не реально. Как можно погасить то, чего нет в тарифе? Этот долг не повлияет, влияет процент оплаты. У нас в тарифе газ составляет 70%, мы за это заплатили стопроцентно, т.е. 70% денег, которые получили – направили «Нафтогаз-Украины». Мы каждый год на 8% увеличиваем уровень оплаты за газ и уже вышли на 100% с учетом разницы в тарифах, а средний показатель по Украине – 65%. Житомир выше среднеукраинских расчетов и я не думаю, что будет такая большая проблема. Но, к сожалению, газ – это большая политика и от нас, от маленького предприятия ничего не зависит.

- В этом отопительном сезоне деньги ЕБРР уже будут «греть» житомирян?

- Три месяца Европейский банк затягивал процесс проведения тендера. Вы прекрасно понимаете, что, скорее всего это связано с подписанием соглашения между Украиной и ЕС. Мы еще в мае провели тендер на выбор консультантов, в июне уведомил об этом банк. Тендер абсолютно прозрачный, выиграли действительно лучшие фирмы, мировые гранды. Только три дня назад мы получили разрешение из Лондона – 30 сентября вскрываются ценовые предложения по консультантам. После этого опять ЕБРР будет 20 дней рассматривать. Фактически получается волокита. Я думал, что это у нас все очень долго делается, оказалось, что и в Европе не быстрее. За зиму мы объявим все необходимые тендеры на проведение работ, техническая документация уже готова, проекты оговорены и весной следующего года, сразу после окончания отопительного сезона начнем монтажи, работы.

- Можно сказать, что в этой ситуации Житомир стал заложником большой политики?

- Я думаю, нет. Это стандартный подход всех мега-банков – Мирового, Европейского, им спешить некуда, у них так много денег, что можно не спешить. Кроме того, мы сейчас просто ждем и нам не начисляют никакой комиссии, а могли бы платить по 6 тысяч евро в месяц за неиспользованные деньги.

- Миллион, который был заложен в бюджете развития на оплату комиссии по кредиту ЕБРР, еще не использован?

- 500 тысяч гривен находятся сейчас в нашем резервном фонде, а 500 тыс. еще не поступили. Как только будет отмашка по консультантам, мы тут же деньги перекидываем ЕБРР и фактически финансовый проект стартует. До конца 2013 года мы обязаны использовать этот миллион, просто стараемся оттянуть время и максимально отсрочить наступление обязательств по комиссии.

- Вы говорили о проблеме с трубами. В чем именно проблема?

- В Советском Союзе котлы работали на перегретом теплоносителе, соответственно была очень высокая температура уходящих газов – 270-300 градусов. Трубы хорошо прогревались и были не изолированы, сделаны из обычного черного металла или кирпичные. И сейчас в Житомире есть уникальные котлы, например, в котельной на ул.Киевская, 10 котлам почти по 60 лет. Для экономии газа мы начали переходить на высокоэффективные котлы, с высоким КПД и малой температурой уходящих газов, от 60 до 120 градусов. Трубы начали «плакать», перестали прогреваться и внутри начал образовываться конденсат. Т.к. при выбросах в этой воде оказывалась тяжелые металлы и практически вся таблица Менделеева, трубы начали мгновенно коррозировать и разрушаться.

- В этом причина разрушения трубы на Полевой?

- Это наглядный пример того, что труба внутри просто сгнила потому, что она была приспособлена для оборудования, которое эксплуатировалось 20-30 лет назад. Мы сейчас планово переходим на европейские нормы подачи тепла и за счет этого экономим на электроэнергии, на двигателях, на объеме сжигания газа. Но для того, чтобы такой теплоноситель донести до конечного потребителя, нужно иметь утепленные высокоэффективным утеплителем сети.

- Почему в Житомире только 63 дома, где разрешено устанавливать автономное отопление?

- Согласно нормам и требованиям закона о теплоснабжении, запрещено устанавливать автономное отопление в отдельно взятой квартире, но можно устанавить в целом подъезде. Есть еще вопрос выбросов: если 1-2 человека установили котлы в доме – это не существенно, но если установят все – город начнет задыхаться. В год из наших котельных уходит 270 тысяч тонн выбросов, сжигаем 92 миллиона кубов газа за один отопительный сезон. А 90% домов в Житомире не оборудованы прямоточными вытяжными каналами. Даже самый эффективный котел с турбовыбросом не может полностью исключить утечку газа и не все люди могут позволить себе дорогостоящие котлы, с хорошей автоматикой и безопасностью. Много людей уже погибло и продолжает погибать от отравления угарным газом. Любой котел обязан раз в полгода проходить сертифицированную проверку – проверка котлоагрегата в Госгорпромнадзоре, но частник этого делать не будет. А 63 дома выбраны исходя из технического анализа, их без проблем можно и нужно переводить на автономное отопление.

- Насколько реально обеспечить житомирян горячей водой круглогодично?

- В проекте ЕБРР предусмотрено 74 ТП, в проекте НЭФКО – 7 автономных тепловых подстанций и 156 – в проекте Швейцарского сотрудничества. Это дома, которые будут идеально получать как тепло, так и горячую воду. После реализации этих проектов из 959 многоэтажных домов Житомира 25% будут иметь горячую воду круглогодично.

- Почему контракт с Вами подписывают только на год и почему по документам Госреестра Вы – руководитель ООО «Олвита-буд»?

- Я числюсь директором «Олвита-буд», а не являюсь. 10 августа 2010 года я написал заявление, забрал трудовую книжку, официально все оформил, но после этого дважды пытался созвать собрание учредителей, т.к. являюсь одним из них, но никто не собирался. Этот вопрос рассматривался в суде: признали, что действительно – я не директор, но не могу уволиться, технологически. Я не выполняю обязанности руководителя, не ставлю подписи, не занимаюсь хозяйственной деятельностью. И прокуратуре и всем это известно. В контракте сказано: нельзя заниматься хозяйственной деятельностью, так я ею нигде кроме теплокоммунэнерго не занимаюсь, иначе это было бы совместительством. А подписание на год – это такая практика, каждый год контракт подписывается на такой срок со всеми директорами коммунальных предприятий. Если меня захотят уволить, то сессия может это сделать за три минуты.

- Что сейчас происходит с домом, который строила «Олвита-буд»?

- Дом сейчас законсервирован. Люди фактически стали заложниками фонда финансирования, потому что получилась абсолютно бредовая ситуация: строили одни, а деньги собирали другие. Фонд собирал деньги, они транзитом проходили внутри банка через заказчика и поступали на генерального подрядчика. Объемы все осваивались, там были десятки проверок, деньги налево не пошли. Фактически сейчас никто не мешает банку завести любого заказчика, любого застройщика, но желающих нет зайти в объект, который имеет баланс плюс 10-11 миллионов по объему выполненных работ. И есть еще резерв – 103 свободных квартиры. Ни один болтик, ни  одна гайка, ни один кирпич не разворован, все на месте, бери на себя разрешение, заходи и работай. Все полномочия находятся у «Захидинкомбанка», у них есть доверенность на назначение заказчика. Может это связано с инвестиционной ситуацией в целом по стране, с тем, что не работает ипотечное кредитование, а житомиряне не покупают без ипотеки, они не настолько богаты.

- Вы родились в Луганске, но сегодня можете назвать себя житомирянином?

- Да, я уже 10 лет живу в Житомире, семья моя здесь, дети здесь. Считаю себя житомирянином, т.к. 90% своего времени провожу в Житомире.

В материале использованы фотографии с официального сайта мэрии

Житомир.info

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі