Николай Савенко в 2010 году прошел в Житомирский горсовет во главе списка ВО «Батькивщина», в апреле 2011 года из партии его исключили и до сих пор депутат остается внефракционным. Он руководит фирмой «Виндзор», которая специализируется на изготовлении окон, дверей и столярных изделий. Неоднократно на сессиях горсовета выступал с резкими замечаниями в адрес мэра Житомира Владимира Дебоя.
В интервью Житомир.info Николай Савенко рассказал о порядочных людях в Житомирском горсовете, вождистских партиях, кадровой политике нынешней власти, какую должность предлагал ему губернатор Сергей Рыжук и поставил диагноз мэру Дебою.
- Почему Вас в 2011 году исключили из партии «Батькивщина»?
- К сожалению, Пашинскому и Французу (руководители областной организации «Батькивщины» - ред.) не нужны сильные соратники, им нужна просто критическая масса людей, которая бы поддерживала только их. Юлия Тимошенко, когда баллотировалась в президенты, имела 50% рейтинга в Украине, но она имела минус 20-30% в своем ближнем окружении, у соратников. И в конечном итоге получилось 30% поддержки, и мы проиграли несчастных 1,5%.
- Почему не вышли из партии сами?
- Вопрос так не стоял. Когда я возглавил городскую партийную организацию, там было реальных 860 человек, а все остальное – «подснежники». Я сделал четкую картотеку, и на момент моего ухода было 5,5 тысяч реальных членов партии «Батькивщина». А камнем преткновения стало то, что я сказал Пашинскому: проиграна битва, но не проиграна война, нужно начинать готовиться к выборам нардепа. А как я мог выиграть выборы, если мы проводили предвыборную агитацию, а областное руководство (партии) бегало к Рыжуку на переговоры – если его кандидат выиграет, то что им перепадет от этого.
- Это Вы говорите о выборах мэра в 2010 году, когда победил Дебой?
- Да. Команды как таковой не было, они все были в перепуге, что с ними будет и все остальное. Но мы доказали, 16 депутатов Савенко завел (в Житомирский горсовет по партийному списку - ред.).
- Из 16 сейчас осталось 7
- И эти 7 больше голосуют синхронно с партией власти, за эти дерибаны, дачки. А люди принципиальные, которые вышли – Савенко, Кучерявенко, Лилик – сегодня больше оппозиция. Есть еще здравомыслящие люди в горсовете: Гирук не идет ни на какие договоренности, Самчук не идет, Туфанов. Есть принципиальные люди вне зависимости от партийной принадлежности, которых интересует проблематика под названием «город Житомир».
- Но у нас нет партии «порядочных людей». Собираетесь вступить в какую-то партию или войти во фракцию?
- Нет, однозначно. Партия должна быть по идеологии, а у нас вождистские партии. И как бы абсурдно не звучало, но сегодня самая не вождистская партия – это Партия регионов, у них есть много лидеров, какие-то авторитетные люди. А у оппозиции – вожди, один игрок выбивается и партия рушится.
- Нет желания создать свою партию?
- Я могу заниматься всем, чем угодно, даже писать стихи, хотя поэзию не очень люблю, но политика… Мне в гороскопе написано: занимайся, Коля, всем, кроме политики. Это гороскоп для «близнецов». «Батькивщина» у меня первая и, надеюсь, последняя партия. Я не был в Коммунистической партии, был единственным начальником горжилкоммунуправления на территории Советского Союза в 28 лет и не членом партии, даже не кандидатом в КПСС. Когда началось это национальное движение в конце 80-х, появились сине-желтые флажки, один партийный функционер меня спрашивал, почему дворники не снимают эти флажки. Я ему сказал прямо в глаза: мне все равно под какими флагами гавно возить, главное, чтоб было чисто и люди жили в красивом городе.
- Не хотите сложить депутатские полномочия и заниматься только своим предприятием? Тяжело, наверное, «воевать» одному
- Ну, по крайней мере, я один поднял волну по «Эпицентру», по скверу возле «Темпа» и он остался у города, а не отошел Свято-Преображенскому собору, инициировал отставку Леонченко с должности секретаря. И 59 депутатов не набрались смелости сказать в глаза (Дебою) кто он такой. А Савенко встает и говорит: Владимир Михайлович, это не общество с ограниченной ответственностью, и коммунальная собственность Житомира – это не ваша собственность, а собственность общины. И Савенко единственный, кто написал «Царь всея Житомира», он (Дебой) не градоначальник, он царь. И сегодня уже 60% вакансий в ведущих управлениях горсовете.
- Говорят, вы тоже претендовали на какую-то должность в горсовете
- Мне предлагал лично губернатор (Сергей Рыжук) должность заместителя мэра Дебоя через полгода после выборов, в апреле 2011 года. Но я ему сказал, что могу зайти только с учетом смены всех пяти заместителей и назвал ему фамилии. Он спросил: это кто, твои друзья? Я ответил: нет, это все мои профессионалы.
- Сейчас в мэрии есть профессионалы?
- Я думаю, нет. Это все люди, назначенные с точки зрения «свой-чужой», личная преданность. Когда я был начальником городского жилищно-коммунального управления у нас в исполкоме (тогда не было мэрии) работало 102 человека, это вместе с уборщицами, водителями, при отсутствии Интернета, электронной почты и т.п. Сегодня в мэрии работает почти 300 человек.
- Но результат не очень заметен…
- Чтобы навести порядок в городе, на той же Московской, должен прийти человек, который может сказать «я самодостаточный» или «я люблю этот город больше, чем деньги».
- Назовите таких людей
- Гройсман (мэр Винницы).
- А в Житомире есть люди, которые могут сказать, что любят город больше, чем деньги?
- Да. Савенко, Буряченко, Гирук, Самчук, Лилик (все они депутаты горосовета – ред.). Из молодого сословия – Горай. Это должен быть или профессионал, которому ничего не надо, у него все есть, или профессионал, который любит город. Гройсман пришел и сказал: да, я юрист, но пришла со мной команда и нам надо поднять город. У них тоже есть свои компании, но с друга всегда спрос больше: я тебя сюда привел, чего ты меня позоришь. Я попробовал в Винницу с окнами влезть – две недели меня рвали на части проверяющие, как «мавпа газету». Каждый день нужно было ездить туда на разборки: привези те документы, привези эти, где сертификаты, где то. Я понял, что ребята защищают свой рынок, и если я им все привезу, они все равно не дадут работать. И вызывает уважение то, как они свой город, где живут и работают, защищают.
- А у нас много «чужих» фирм работает?
- У нас Винница присутствует, Днепропетровск есть, Турция и другие.
- Можете найти что-то положительное в действиях нынешней городской власти?
- Можно наказать человека, который что-то недорабатывает, а наказать юродивого из-за того, что он юродивый – это грешно. Эта команда ничего не умеет делать и никогда не сделает. Болезнь «нарцисса» страшнее, чем болезнь идиота, это не излечимо. Сегодняшнее руководство города не настроено на созидание, а только на получение дивидендов от занимаемых должностей, включая мэра города Дебоя Владимира Михайловича.
- Вы будете баллотироваться в мэры Житомира?
- Нет. Участие в выборах буду принимать, только если увижу кандидатуру, которая может что-то сделать в городе, тогда они могут рассчитывать на мою поддержку. Но пока не вижу людей, которые были бы на политическом Олимпе и могли что-то реализовать. Это не должен быть один человек, должна быть команда. Люди должны понимать, что они не выбирают очередного «царя».
- Для чего на парламентских выборах в 2012 году баллотировались по житомирскому мажоритарному округу?
- В 2012 году я говорил, что политическая сила, «Батькивщина» или Партия регионов, не будет определять вектор и качество жизни в Украине. Когда пройдет испуг от силы власти, а он уже у многих проходит, то человек, допустим Геннадий Григорьевич Зубко, должен нести мотивацию какую-то для Житомира как народный депутат. Качество жизни определяется на местах. Если пиковые вопросы, например – качество воды и он, как народный депутат должен доказать Кабинету министров, что надо 100 миллионов денег, чтобы его избиратели пили качественную воду.
- Вы же понимаете, что сегодня оппозиционер практически ничего не может выпросить у Кабмина
- Украина не может быть унитарной, она должна быть федеральным государством. Сегодня Крым не может развиваться как Харьков, а Донбасс не может развиваться как Карпаты, у каждого свои проблемы. Был Ющенко – 70% (денег из госбюджета) шло Западу, 30% - Востоку. Пришел Восток – наоборот. Это вечный двигатель, вечное противостояние. А должен быть нормальный федеральный уровень. Сегодня увидели Россию и 50% так жить не хотят, увидели Европу – тоже 50% не хотят. Украина должна развиваться так, как выгодно для нее, для людей, которые здесь живут.
- Много ошибок Вы совершили в жизни?
- Да. Нужно учиться разбираться в людях. Я очень сильно ошибся… Колесник, Примачек, Савицкий, Дехтяренко (депутаты, которые прошли в горсовет от «Батькивщины», а теперь во фракции Регионов – ред.). Колесник вообще был начштаба на выборах. Да, это мой позор. Все ошибки связаны с любовью к людям. Я рос в семье «пахарей», отец воевал, мать – технический работник. В семье было трое детей, я был самый младший. И сегодня помогаю людям. Например, нашему предприятию должны за установленные в этом году окна. 515 тысяч у коллектива денег забрали, мы единственные, кто все сделал в долг.
- Это большая сумма для предприятия?
- Сегодня заработков на окнах практически нет. Городские власти допустили на рынок Житомира всяких шулеров с очень низким качеством окон. Навязываются фирмы, которые работают с профилем класса «Б», который ставится в промышленные здания, фермы. А такие окна ставятся в детские сады, в школы.
- Что значит «навязываются»?
- Дается команда руководителю детского сада, чтобы ставили окна этой фирмы. Я не знаю, кто команды дает, может и Весельская (экс-начальник городского управления образования – ред.) давала, но я думаю, что она просто исполнитель, а командует кто-то выше.
- У Вас много долгов, моральных и материальных?
- Моральных долгов я вообще не ощущаю. Материальных – у меня сегодня привлечено больше 2 миллионов кредитных ресурсов. Хотя мне должны сумму в несколько раз больше, в том числе – бюджет. Но зарплата на предприятии выплачивается день в день, на фирме работает 120 человек.
- У Королевской на выборах был слоган «У мене є мрія», а у Вас есть мечта?
- Да, процессами должны управлять профессионалы. Там, где вопрос касается благополучия людей, не должна работать политика.
Савенко говорит, что все иконы, картины, антикварные статуетки и даже погоны - это подарки