2 марта 2014 года полковник милиции Юрий Демяненко был назначен начальником УМВД Украины в Житомирской области. Демяненко родился 20 апреля 1965 в г.Краматорск Донецкой области, имеет два высших образования: окончил Украинский институт инженеров водного хозяйства и Национальную академию внутренних дел. Трудовую деятельность начал в августе 1983 года рабочим передвижной механической колонны № 195 «Донбасводбуд» г. Краматорска. В милицию пришел в апреле 1994 года на должность инспектора инспекции по делам несовершеннолетних Новоград-Волынского горотдела УМВД Украины в Житомирской области.
Как уроженец Донецкой области оказался в Житомирской области и что привело его в органы внутренних дел – Юрий Демяненко рассказ в эксклюзивном интервью Житомир.info.
- Что Вас привело из Донецкой области в Житомирскую?
- В Донецкой области я закончил техникум, потом учился в Ровенском водном институте, где познакомился со своей будущей женой. Женился и мы приехали в город Краматорск Донецкой области. Я работал на строительных площадках, начинал с простых работ. Потом из-за экологии, которая была в Краматорске, сын мой болел, а жена моя из Новограда-Волынского и мы решили в 1993 году переехать в Новоград-Волынский. Очень тяжело было найти работу, я работал и грузчиком, и разнорабочим, и кем только не работал, чтобы прокормить семью. В 28 лет принял решение пойти работать в милицию, участковым инспектором. И в основном все время работы в милиции и был на должностях, связанных с общественной безопасностью.
- Житомирские «майдановцы» Вас в шутку называют активистом Майдана, т.к. вы были на площади Королева с первого дня протестов.
- Как начальника управления общественной безопасности, который отвечает за охрану общественного порядка в области, в свете тех событий, которые происходили в Киеве, моя задача была – не допустить противостояния и бойни между милицией, властью и людьми, которые стояли напротив. Я стоял всегда посредине, находил общий язык и с милиционерами, и с протестующими. И я очень благодарен населению области и областного центра, что у нас, в Житомире, мы этого не допустили. Были очень тяжелые испытания: сессии, протесты против добычи титановых руд. «Спичка» вот-вот могла вспыхнуть, но мы вместе с вами это предотвратили. Большая заслуга и наших сотрудников милиции и, в первую очередь, наших житомирских людей, которые отличаются от других регионов тем, что перед тем, как что-то сделать, они думают.
- Вы так хорошо уже знаете житомирских людей?
- В Донецкой области живут мои родители, отец и мать. Я раз в год или в два года могу к ним поехать, редко там бываю. 22 года я живу в Житомирской области и это для меня уже настоящая родина, меня не прислали сюда на работу из другого региона. И все приятное, моя семья, моя работа, связаны с Житомирской областью.
- Вы говорите, что не допустили противостояния, но штурм ОГА все же был. Говорят, что для этого привезли людей то ли с западных областей, то ли из России.
- Был факт штурма облгосадминистрации. Учитывая то, что это уже события прошедшего времени, мы уже не выясняем, кто там был, кто принимал активное участие. Самое главное, что не было жертв и не было тяжелораненых.
- Но раненые были…
- Да, среди работников милиции, но среди гражданского населения никого не было, вся милиция сдерживалась. Главное, что все закончилось нормально, все начало работать. Но сейчас опять нужно садиться за «круглый стол» и наводить порядок среди участников всех формирований, которые сейчас есть на территории области и областного центра. Это факт – когда вы заходите на первый этаж в областной администрации, то почти на каждом кабинете вывеска какой-то партии или общественной организации. Надо уже в этом наводить порядок, люди должны понимать: боевые действия закончились, должна быть нормальная работа и люди должна понимать, что милиция их защищает.
- Сколько сотрудников милиции находилось в здании областной администрации, когда ожидали штурм?
- В помещении областной администрации было до 400 сотрудников. Мы все смотрели захваты областных администраций в других областях, как все ломалось, крушилось. Из-за этого были поставлены грузовые автомобили во въездах, чтобы не было проникновения. Наша главная задача была – сохранить здание, чтобы не было разгромлено, побито. Перед каждым инструктажем, который проводил я, проводили руководители области, каждому милиционеру напоминали, что при любых обстоятельствах должно быть уважительное и нормальное отношение к гражданам, чтобы они не говорили, но мы должны быть вежливы.
- А психологическая работа проводилась, рассказывали о «бандеровцах», «фашистах», которые стоят на Майдане за деньги?
- Нет-нет. И какие могут быть «бандеровцы» в Житомирской области? Это на Востоке так могут говорить, а в Житомирской области среди милиционеров разговоров о «бандеровцах» вообще не было. Все люди хотели, чтобы не было силового захвата, чтобы все прошло мирно. Как и сейчас вся страна ждет, что будет в Крыму и все надеются на лучшее. Так и тогда было.
29 ноября Юрий Демяненко уговаривает участников акции «Живая цепь до ЕС»
- Когда Вы приезжаете к родственникам, на Восток, то уже «бандеровец»?
- Такой маленький экскурс в историю: когда я в 1984 году поступил в институт и летел на самолете из Донецка в Ровно, то мне говорили: Юра, там же надо на украинском разговаривать, а то опасно по улицам ходить. Но когда я прилетел в Ровно, а потом еще и жена из Новограда, там пообщался – везде люди приятные, общительные, хорошие люди тут. Но сейчас вы сами видите, я бы не хотел эту политику комментировать, очень сложная ситуация из-за информации, которую получают люди.
- Ваш сын тоже служит в милиции?
- Да, я этого не скрываю. Для того чтобы он окреп (он чуть меньше меня), был настоящим мужиком, сын начинал службу участковым инспектором милиции, потом пошел на инспектора роты милиции особого назначения «Беркут». Когда начались эти все события в Киеве, до 29 декабря он сдавал сессию, государственные экзамены в юридическом университете им.Ярослава Мудрого в Харькове, получал второе высшее образование. И в Киеве он был с 19 по 26 января, тогда из нашего «Беркута» 8 или 9 человек привезли с воспалением легких, он месяц лежал в больнице, в Житомире.
- Переживали за сына, когда он был в Киеве?
- Вам просто не передать, что было в моей семье. Это без комментариев, было очень тяжело. Когда думаешь о сыне и каждый час-два проверяешь, что делается тут, в Житомире, чтобы не было никаких провокаций относительно личного состава. Было такое напряженное время, что я, наверное, еще больше поседел.
- Назначение на должность начальника областного управления было для Вас неожиданностью?
- Честно говоря, мне было очень приятно и почетно. Я считаю себя житомирянином и очень хорошо, что на эту должность назначили именно житомирянина, который знает область, знает людей. Сейчас много претензий к руководителям различных подразделений УМВД, спрашивают: почему вы их не увольняете? Но я не хочу нарушать закон и своей работой покажу, что Житомирская область способна эффективно бороться с преступностью. А когда будут конкретные факты нарушений, то будут проведены все проверки и если люди окажутся «запятнаны» - они работать не будут.
- Начальник управления МВД – это же генеральская должность…
- Я на этой должности всего 10 дней, «генерала» дает президент по согласованию с министром МВД. Ну и кто не хочет быть генералом? Все хотят, но как оно будет – жизнь покажет.