Інтерв'ю

Сергей Сухомлин о саботаже в мэрии Житомира, помощи ТТУ, наружной рекламе и своем рейтинге

9 September 2014, 11:10

 Депутат Житомирского облсовета от «Фронта змин» Сергей Сухомлин стал первым заместителем мэра Житомира в феврале этого года, через несколько дней после отставки мэра Владимира Дебоя. После того, как на сессии горсовета большинством голосов поддержали его кандидатуру, Сухомлин отказался от депутатского мандата и фактически взял в свои руки бразды правления городом.

Должность и кадры

- Кто вам предложил выдвинуть свою кандидатуру на должность заместителя мэра или это была ваша инициатива?

- Это скорее была моя инициатива. Многие отговаривали, потому что, скажу честно – я рассматриваю возможность баллотироваться в мэры города Житомира и ввиду того, что достаточно сложная ситуация и в экономике, и с бюджетом. Многие отговаривали, потому что технологически, может быть, неправильно идти в такое сложное время, т.к. можно не показать результат. Но моя позиция – время всегда одно и то же, в любое время надо идти и показывать какой-то результат. Поэтому это была больше моя инициатива и команда эту инициативу поддержала, поэтому я и пошел.

- Когда шли вы понимали какая ответственность и какой объем работы на этой должности?

- В принципе, конечно, понимал, но не до конца, т.к. я никогда не работал в исполнительной власти, но объем работы понимал, потому что был и депутатом городского совета, и членом исполкома.

Сергей Сухомлин на заседании горисполкома

- Был какой-то момент, который удивил, который вы не ожидали?

- Да, и сейчас этот момент меня продолжает удивлять – насколько тяжело продвигается от момента возникновения какой-либо идеи до конкретного результата. Я не говорю сейчас об ограничениях процедурных, но очень часто наталкиваешься просто на глухую стену безразличия и это оказывает влияние, возникает иногда вопрос: зачем тебе это надо? Бывает такое.

- И что тогда хочется сделать?

- Я в бизнесе привык добиваться поставленных целей, поэтому это не более чем моменты. Есть ответственность, которую на себя взял, и нельзя обмануть тех людей, которые поверили, ту команду, которая делегировала.

- Можно ли говорить о саботаже или сопротивлении «команды Дебоя»?

- Я не хочу говорить что это «команда Дебоя» или не команда Дебоя, так, к сожалению, работает исполнительная власть. И на совещаниях я это называю именно саботажем. Конкретный пример: когда в апреле начальник управления образования (Надежда Поливода) пришла и сказала, что готова работать, будет работать и готова показать результат. В результате, в апреле выделяем дополнительные деньги – 400 тысяч гривен на покупку компьютерной техники, уже без программы софинасирования (50% из бюджета, 50% - деньги родителей), потому что я понимаю – год тяжелый. Выделяем деньги на закупку мебели, выделяем 500 тысяч гривен по программе инклюзивного образования, по 30-й школе пилотный проект. В конце июля ни один тендер на закупку компьютерной техники не проведен, причем еще с прошлого года 300 тысяч есть, т.е. с прошлого года ни один тендер не проведен. По 30-й школе даже проект не прошел экспертизу, а это фактически конец июля. И после этого ты понимаешь, что идет просто тихий саботаж. При попытке задать вопрос: почему не объявлен тендер, ответ – мы выписываем технические условия. В прошлом году было выделено 300 тысяч гривен на покупку компьютерной техники по программе софинансирования 50х50: родители собрали 300 тыс.грн., город выделил 300 тыс.грн., тендер не провели, родительские деньги распорошили на все что угодно, школы остались без компьютеров.

- За это кто-то несет ответственность?

- Да. Тут остается одно – предлагаешь человеку просто уйти. Если он мешает и не готов работать, предлагаешь ему уйти. Есть законодательные ограничения, и я не могу просто взять и уволить человека, поэтому приходится прибегать к простым методам: один выговор, если поручение не выполнено, второй выговор и так далее. На данный момент начальник управления образования ушла.

- Вы не хотите говорить о «команде Дебоя», но уже почти 50% начальников управлений поменяли. Подбираете «под себя»?

- Под те цели, которые я ставлю, скорее так.

- И это оказываются люди, которые работали при Вере Шелудченко… Например, Кругляк, Ражев

- Да, действительно, Ражев Артем работал при Вере Тимофеевне Шелудченко и тогда действительно город показал динамику в создании ОСББ (об’єднання співвласників багатоквартирних будинків), за один год тогда было создано при Артеме 14 ОСББ. Потом надо было устроить на это место своего человека, Артем ушел, вернее – Артема ушли. Я предложил ему вернуться, он участвовал в конкурсе наравне со всеми, показал лучшие результаты, возглавил это управление и у него стоят достаточно амбициозные планы – до конца года создать не менее 30 ОСББ в Житомире. С момента его работы уже три зарегистрированы и еще около десяти в работе. При Вере Тимофеевне было создано 14 ОСББ, а после – только несколько штук. В этом году мы приняли программу специального софинансирования, выделили на эту программу чуть больше 3 миллионов гривен – фактически, это такой стимул для создания ОСББ.

Помощь ТТУ и упорядочение движения маршруток

- Еще в апреле вы презентовали программу вывода ТТУ из кризиса, горсовет выделил 6 миллионов, облсовет – 12 миллионов. Есть результат или что-то мешает?

- Нами был объявлен конкурс на покупку б/у троллейбусов из Германии. Товар достаточно специфический и, естественно, этот конкурс фактически объявлялся под конкретные троллейбусы. Изначально был посредник, который предложил продажу этих троллейбусов, он предложил по цене около 35 тысяч евро уже на территории Украины – растаможенные, сертифицированные и т.д. Мы нашли продавца этих троллейбусов в Германии, город Золинген, слетали, летал туда начальник ТТУ и главный инженер, посмотрели техническое состояние, выяснили стоимость на месте этих троллейбусов и нами была предложена сумма на конкурс 450 тысяч гривен, т.е. мы посчитали все накладные расходы: доставку, растаможку, НДС, сертификацию. Исходя из этой суммы, мы объявили конкурс. Этот посредник в последний момент отказался принимать участие в конкурсе, потому что он хотел цену поставить выше, ну а я не посчитал возможным переплачивать примерно 50 тысяч гривен на каждом троллейбусе, не было смысла. Сейчас объявлен повторный конкурс: первый пройдет 25 сентября, второй – через неделю. На данный момент есть предложение уже от компании – производителя троллейбусов в Днепропетровске, их торговый дом предлагает поставку чешских троллейбусов. До конца года мы закупим троллейбусы для ТТУ.

- Вы также говорили об изменении маршрутов городских маршруток

- Это уже все готово, но я сейчас специально не афиширую эти вещи, потому что как только начинаешь говорить об изменении схем движения маршрутных такси – сразу появляется волна возмущения. Мы заказали полностью расчет пассажиропотоков, рассчитали по каждому маршруту. Более того – мы обратились в областную прокуратуру чтобы аннулировать конкурс на пригородные маршруты, проведенный областной администрацией 4 декабря прошлого года. Это позволит нам при проведении нового конкурса внести изменения в те маршруты, которые сейчас существуют, для того, чтобы убрать эти все маршруты с центральных улиц города.

- Были еще планы строительства автостанций на окраинах города

- На сессии мы уже дали право на составление технической документации по трем автостанциям, на эту сессию уже утверждаются эти земельные участки, т.е. уже составлена техническая документация. Киевское направление – это железнодорожный вокзал, бердичевское направление – Смолянская площадь, новоград-волынское направление – проспект Мира, возле Богунского моста. Мы когда рассчитываем (где будут находиться) эти автостанции, то исходим из тех норм и требований, которые предъявляются к станциям: там должна быть зона отстоя маршрутных такси, должна быть удобная схема разворота.

- Кто будет строить автостанции?

- Земельные участки выделяются инспекции по благоустройству, а автостанции будем строить за счет инвесторов, которые потом смогут сдавать в аренду торговые места на небольших рынках, которые мы там сделаем. Встречался с председателями сельсоветов Житомирского района и обсуждал с ними доступ людей, которые приезжают из сел, к торговым местам. Я понимаю, что любой социальный рынок начинается как социальный рынок, а через месяц-два-три места занимают торговцы постоянные, перекупщики, и просто та же бабушка с сельхозпродукцией потом не имеет доступа к торговому месту. Поэтому мы сейчас обсуждаем такую условную схему: с 6 утра до 10 утра торгует бабушка на социальном рынке, т.е. талончики выдаются по количеству мест председателю сельсовета и он их распределяет среди бабушек, а после 10 утра эти места занимают торговцы, которые стоят и торгуют в течение дня.

Полгода город без мэра

- Может не совсем корректный вопрос, но все же: кто руководит городом – вы или Любовь Владимировна (Цимбалюк, секретарь горсовета)?

- Конечно Любовь Владимировна. У нас абсолютное взаимопонимание, хороший тандем. Любовь Владимировна часто меня поправляет, потому что, честно скажу – иногда меня заносит, хочется иногда сделать что-то быстрее, Любовь Владимировна часто поправляет и помогает.

- И никаких разногласий?

- Абсолютно никаких, вообще ни разу не было. Это честно.

- Житомир уже полгода без мэра, это похоже на какую-то игру – судебные иски подаются, отзываются, опять подаются. Кто играет?

- Судя по всему, играют все. Судя по последним искам – играет бывший мэр, потому что я понимаю, что если бы даже выборы состоялись осенью, ни бывшему мэру никому не выгодно идти на полгода или на 8 месяцев на эту должность. В данный момент всех устраивает, что действующая власть должна будет пережить очень сложную зиму, достаточно сложный бюджетный год и, я думаю, многие надеются, что на следующих выборах благодаря этому будет проще.

- Т.е. можно сказать, что сначала выборов не хотели вы, а теперь не хочет Дебой?

- (смеется) Да, в принципе, можно. Но в данный момент к этим последним (искам) мы не имеем никакого отношения, потому что говорили, что у нас есть и какая-то договоренность с Дебоем, слухи разные были. Абсолютно говорю – нет, ни разу не встречался с Владимиром Михайловичем кроме как на исполкомах, тем более не оговаривали эти все вопросы.

- Не встречаться с Дебоем – это ваша принципиальная позиция?

- Да нет, просто как-то случая не было. Так просто встретиться, поговорить – времени нет, а необходимости особой не было.

- Некоторые считают, что решение о демонтаже киосков фирмы «Гарде» – это такая маленькая месть (одним из основателей фирмы «Гарде» является Владимир Дебой – авт.)

- Мы сегодня (интервью записывалось 8 сентября – авт.) сняли очередную порцию киосков, тогда можно взять каждого из этих (владельцев) и сказать, что там какая-то есть месть. Есть решение исполкома о демонтаже конструкций, будем демонтировать. Решение на установку давал исполком и поэтому исполком имеет право принять решение о демонтаже, тем более после утверждения комплексной схемы (размещения МАФов), когда стали понятны правила игры для предпринимателей по установке этих малых архитектурных форм. Было принято решение о демонтаже незаконно установленных. Здесь неважно кто: депутат, бывший мэр, брат милиционера или прокурора, есть решение – снимаем. Ничего не мешает сейчас пойти написать заявление и получить все необходимые документы для того, чтобы узаконить конструкцию.

О рекламе, рейтингах и кандидатах

- Кроме киосков есть еще проблема с засилием рекламы. Вы как-то говорили о договоренностях с владельцами рекламы на заборчиках вдоль дорог

- В мае собрал руководителей рекламных агентств, объяснил им ситуацию, сказал, что реклама на турникетах портит внешний вид города. Ими было заявлено, что договора у них подписаны от 3 до 5 лет, поэтому они имеют все законные основания размещать эту рекламу. Мной было предложено следующее: если они готовы разработать новый архипит турникета, современный, такие турникеты размещены во многих городах Украины: Киев, Одесса, другие города, в которых просто вмонтированы световые лайтбоксы, тогда мы будем искать взаимопонимание. Я понимал, что эти конструкции стоят намного дороже, предлагалось, что они ставят такие конструкции, а мы принимаем решение, говорим с исполкомом, чтобы их освободить от платы за рекламу на какой-то период, чтобы они имели возможность окупить эти конструкции. Они согласились на это условие, мы установили срок, до которого они должны были разработать и представить эти конструкции. На этой же встрече была договоренность, что в случае если они этого не делают, то после 25 июня мы все эти конструкции демонтируем. Они на это согласились, при всех. После этого была еще одна встреча, они говорили, что варианты слишком дорогие, а срок окупаемости – три года – слишком большой и они не могут на это пойти. И после 25 июня мы начали чистить город и на насколько недель, фактически, убрали эту рекламу на турникетах. Прошло три недели и они опять ее начали размещать и сейчас уже в ультимативной форме говорят о том, что есть договора и заявляют, что если мы будем опять снимать, то они будут обращаться в прокуратуру и в суд. На данный момент у нас нет законных оснований для того, чтобы снять эту наружную рекламу. Сейчас будем готовить решение исполкома, чтобы разорвать договора аренды и будем уже работать в правовом поле.

- На каком основании можете разорвать договора?

- На основании договоров аренды. В каждом договоре могут быть нюансы, также как мы нашли зацепки по размещению прицепов. Будем изучать договора, искать зацепки. Начали возмущаться появлению этих квадратных рекламных конструкций в центре города, я уже на фейсбуке выложил решение от 15 января этого года. Тогда только два человека не голосовали за это решения – я и Кудряшов.

Фото из фейсбук

- Вы член президентской партии и сейчас активно обсуждаются кандидаты на депутатский мандат. Недавно появился рейтинг, где вы на «почетном» пятом месте, этот результат вас не удивил?

- Я знаю, что этот рейтинг не отображает реальную ситуацию, потому что у меня есть другие рейтинги, которые заказаны в серьезном социологическом агентстве SOCIS. Я не заказывал рейтинг по себе, мы брали рейтинг в разрезе возможных кандидатов от всех сил, порядка 13 кандидатов. По мне просто замерялся уровень доверия, этот уровень доверия меня устраивает.

- Можете озвучить цифру?

- Нет (смеется). На данный момент я мало занимаюсь пиаром, считаю, что время пиара еще придет. Если будут результаты, тогда можно будет заниматься и пиаром. Разрезание ленточек по поводу и без повода – мне это не интересно.

- Сколько ленточек за время работы в мэрии разрезали?

- Ни одной, это принципиально.

- Опрос готовился под выборы, может назовете пятерку лидеров?

- Назову, но не в порядке занятых мест: Вера Тимофеевна Шелудченко, Сидор Васильевич Кизин, Дебой Владимир Михайлович, Величко и Розенблат, Рабинович.

- По поводу двух последних потенциальных кандидатов – они оба из вашей партии, но говорят, что выдвигают Рабиновича

- Александр Рабинович – такая фигура, которого вряд ли можно выдвинуть без его желания. Выдвигают Александра Рабиновича или Бориса Розенблата – вы узнаете буквально или в среду (10 сентября) или в пятницу (12 сентября), когда пройдет съезд в Киеве. Съезд партии будет выдвигать кандидатов.

- Вы будете в партийном списке?

- Нет, однозначно, меня это не интересует. Во-первых, меня не интересует Верховная Рада в принципе на данном этапе, я привык заниматься какими-то реальными делами. Во-вторых, я взялся за это направление и меня больше интересует город.

Призыв, война и беженцы

- По поводу призыва и мобилизации: вы получали повестку, но не пошли в армию

- Да, получал. Не пошел, потому что бронь, элементарная бронь.

- Идут разговоры о том, что нужно обязательно забирать сыновей министров и депутатов в зону АТО. Вы поддерживаете это мнение?

- С точки зрения другого отношения к ситуации – наверное, да. Возможно тогда политики по-другому будут смотреть на те проблемы, которые есть у ребят в зоне АТО. С точки зрения морали – я думаю, что каждый определяет сам.

- Вы, как человек, закончивший военное училище, можете дать оценку тому, что происходит на востоке Украины: жертвы, «котлы», предатели. Читаете сводки, сверяете карты боевых действий?

- Конечно, а как же, каждый день. И созваниваюсь с ребятами из 95-й (житомирская аэромобильная бригада – авт.) по нескольку раз в неделю, и общаемся. То, что сейчас происходит, понятно, что украинская армия не была готова к интервенции, т.е. мы готовы фактически навести порядок, восстановить законный конституционный порядок, (бороться) с незаконными бандформированиями, но мы не готовы противостоять такой мощи как Россия. Это понятно. Хотя насколько готова Россия в данной ситуации ввязаться в войну и получать «груз 200» - тоже не понятно. И сколько продержится режим Путина в этой ситуации. Но в любом случае необходимо попытаться мирным путем навести порядок. Я думаю, что это на данный момент единственный выход.

Накануне 9 мая Сергей Сухомлин встречался с десантниками в Донецкой области

- То, что делает президента – это единственно правильный выход?

- Абсолютно. Сейчас тяжело разобраться кто прав, кто виноват, и у людей на востоке тоже своя правда, потому что я понимаю, что в результате обстрела шальной снаряд или шальная пуля убила чью-то мать или чьего-то ребенка и тяжело человека обвинить в том, что он взял автомат и пошел воевать. Здесь уже логика и здравый смысл абсолютно не действуют, поэтому необходимо это все как можно быстрее погасить, все-таки найти точки понимания и сделать все для того, чтобы не лилась кровь и не гибли ребята.

- В Житомире тоже есть беженцы с востока. Вы с ними общаетесь, какие у них настроения?

- У них настроения абсолютно разные, я с ними общаюсь, последний раз – в эту субботу (6 сентября). В пятницу мы провели штаб по беженцам, пояснили задачу, поставили задачи на следующую неделю, потому что больше 200 детей беженцев у нас пошло в школу в этом году, около 40 деток пошло в детские садики. Возникают разные проблемы: от питания детей в садиках, школах, до даже элементарной спортивной одежды – когда весь класс занимается на уроке физкультуры, ребенок не должен стоять в стороне, потому что он приехал без кроссовок, без спортивного костюма. Дети уже на 100% обеспечены одеждой, уже начали обеспечивать теплой одеждой, с этим ситуация более-менее нормальная. Обувью, школьными принадлежностями, учебниками все обеспечены. Опять же, на заседании штаба мне было доложено, что все обеспечены спортивной формой одежды, в субботу поехал, встретился, поговорил, пообщался – процентов 20 не обеспечены.

- Вы говорите о детях, а взрослые – они где-то работают, за какие средства они живут?

- Основная масса, 80, даже 90% - это женщины с детьми, порядка 40 мужчин, 15 из них уже устроены на работу. Сейчас мы дали полный список вакансий по ЖЭКам, я считаю, что в этой ситуации и женщины и мужчины должны идти на любую работу, которую им предоставляют: если надо мести улицы, значит надо брать метлу и идти мести улицы, в данном случае я думаю, что выбирать им не приходится. И наша задача – приобщить их, на сколько можно – обеспечить их той работой, которой они хотели б заниматься по специальности, но если нет такой возможности, мы просто будем привлекать их к работе в жилищно-коммунальном хозяйстве.

- У вас есть время, чтобы читать книги?

- Чтобы читать книги у меня времени сейчас, на данный момент, нет. Я книги сейчас читаю только в самолете, потому что мой день (рабочий) начинается примерно в 7.45 и заканчивается когда в девять, когда в десять часов вечера, иногда – в два часа ночи. Последняя книга, которую я читал, это «Три чашки чая», рекомендую очень.

Тамара Коваль, Житомир.info

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі