Руководитель избирательной кампании партии «Блок Петра Порошенко» в Житомирской области Сергей Сухомлин и первый заместитель руководителя областного избирательного штаба партии «Народный фронт» Руслан Годованый рассказали Житомир.info о попытках фальсификации в день выборов и прокомментировали результаты по мажоритарным округам.
- В 2012 году вы были в штабе кандидата в народные депутаты Геннадия Зубко, можете сравнить разницу избирательных компаний тогда и сейчас?
Сухомлин: - Разница в абсолютном отсутствии админресурса на этих выборах. В 2012 году была работа и правоохранительных органов, и налоговой, и прокуратуры – все было направлено на поддержку провластных кандидатов. В данном случае – абсолютное отсутствие админресурса, и люди свободно сделали свой выбор.
Годованый: - Я не могу сказать, что абсолютно не было админресурса, все равно есть люди, которые имеют власть, но им никто так не пользовался, жалоб не было. Были единичные жалобы, что председатель Романовской райгосадминистрации хотел поговорить с руководителем районной газеты, но подняли шум, и сразу все успокоились. Практически админресурса не было. И кроме того, очень изменились люди – если раньше мы боялись массового подкупа избирателей, то сегодня можно посмотреть по бедности населения – в Народичах мы проиграли (кандидат от Народного фронта Павел Дзюблик – ред.), потому что там массово раздавали деньги и люди все-таки их брали. Но массового подкупа не было, люди уже сознательные и понимают: брать деньги за выборы – это продавать страну.
Сергей Сухомлин
- Были попытки сфальсифицировать результаты?
Сухомлин: - Нет, практически нет. В день выборов я несколько раз был на Коростенском округе и ночью был в Коростене, непосредственно на ОИК, был в Малине, был в Бердичеве – все было достаточно спокойно. Были попытки кандидата Пехова сорвать работу ОИК (в Коростене), из Житомира были привезены спортсмены, около 150 человек. Оперативно сработала милиция и СБУ – выставили охрану возле ОИК, и окружная комиссия спокойно работала. Так что никаких проблем особых не было.
Годованый: - Я не могу доказать, я не милиционер, и уголовное дело не заведено, но очень странная ситуация происходила в Малинском округе.
- А какие проблемы были в Малине?
Сухомлин: - В Малине еще утром пошла информация о том, что после смены председателя окружной избирательной комиссии будет попытка повлиять на результаты выборов через уточнение протоколов. Эта информация была с утра, и как мы сейчас видим – прием протоколов продолжается. Я думаю, что там процент между Журавским и Дзюбликом (кандидат от «Народного фронта») уже достаточно большой, несколько процентов разрыва, и Журавскому просто не удастся (как он сделал в принципе на прошлых выборах) через уточнение протоколов показать тот результат, который ему нужен.
Годованый: - За два дня меняется председатель ОИК, после этого очень тяжело начинает с утра работать ОИК. На прямой вопрос в 8 утра «Где мы будем принимать протоколы?» нам отвечают «А мы об этом еще не думали». Предложили принимать на втором этаже, а не в холле, как они планировали. Были проблемы с вводом данных о явке избирателей: явку на 20.00 в десять вечера никто не ввел, хотя там сказали, что это сделали. Мы как порядочные люди верим на слово, и в серверную не заходим, потому что это ж «святая святых», но программная система сделана так, что если вы не ввели явку на 20.00, то не можете вводить результаты протоколов. И фактически после 24.00 мы помогали собирать явку, т.к. к этому времени половина членов участковых избирательных комиссий уже разъехалась. После этого в какой-то момент перестал работать компьютер – кто-то не ту кнопку нажал, пошли поремонтировали. Они так сознательно все затягивали и не принимали протоколы. Если по другим округам уже после 22.00 начали принимать протоколы, то Малин начал принимать после 12 ночи. А люди уже устали, и этот процесс начал тормозиться. Мы считали (результаты) в онлайн-режиме, я думаю, и Журавский тоже считал, до 12 ночи отрыв (Дзюблика) был 1,5%. И они, я думаю, ждали результаты Малина, т.к. там очень долго считали. Как только пошли первые протоколы из Малина – ОИК начала работать быстрее. Я уже не говорю о том, что были попытки вынести бюллетени на Малинском округе, что парни спортивной внешности катались по Черняхову. Мы очень серьезно в штабе подготовились, у нас была 41 мобильная группа, мы понимали, что там результаты нужно защищать, и оказались правы.
- Как вы можете прокомментировать результат по мажоритарным округам Житомирской области?
Сухомлин: - Результат по мажоритарным округам достаточно предсказуем. Изначально от Блока Порошенко было выставлено два кандидата – это Арешонков и Розенблат. Если бы не сняли Михаила Пухтаевича, мы считаем, что он бы тоже занял первое место, но по договоренности между партиями, чтобы не допустить бывших регионалов в Верховную Раду, было принято решение, и Пухтаевича сняли. Оба кандидата, которые были выдвинуты Блоком Петра Порошенко, показали убедительную победу на своих избирательных округах.
Годованый: - Политикам нужно научиться договариваться. В Житомире Народный фронт не успел выставить кандидата, но мы и не мешали работать демократическим кандидатам. Малин: когда мы поняли, что проиграем, если пойдет два кандидата – мы объединились. Тоже самое и в Коростене – объединились и победили. В Бердичеве была классическая политическая борьба – Жебривский, Лабунская и Ревега, там нормальные были выборы.
- Из шести округов по двум проходят те же люди, которые выиграли в 2012 году и были в Раде, голосовавшей за антидемократические законы 16 января.
Сухомлин: - По округу Развадовского ситуация понятна, мы до последнего момента по договоренности со «Свободой» держали этот округ под Сидора Васильевича Кизина (экс-губернатор, руководитель областной организации ВО «Свобода» - ред.). В последний момент он решил идти по списку партии и, в принципе, я считаю, что это ошибка. «Свобода» не проходит в парламент, а Сидор Васильевич Кизин - тот человек, который при общей поддержке легко победил бы Развадовского. По Новоград-Волынскому округу никто и не пытался бороться, не нашлось тех людей, которые готовы были выступить, просто-напросто побоялись большого рейтинга Литвина.
Годованый: - С одиозными кандидатами, которые голосовали за законы 16 января – с ними никто не боролся. Не хочу комментировать, почему в Новоград-Волынском округе не велась политическая борьба, но с Литвином никто не боролся. С Развадовским – никто не боролся. Народный фронт получил очень хороший результат, но мы не успевали выстроить избирательную кампанию до конца, аж до мажоритарщиков. Там, где у нас были сильные мажоритарщики, сильные структуры – мы сразу выставили (кандидатов). И если бы к нам обратились, чтобы выдвинуть совместных кандидатов, но случилось, как случилось. Это в очередной раз подтверждает, что нужно объединяться, несмотря на то, что партия может потерять рейтинг. Но если заходят люди, которые голосовали за диктатуру и за убийства – нужно бороться, и все равно, какой рейтинг партии.
Руслан Годованый