Депутат Житомирского горсовета Эдуард Кругляк (статус депутата получил в ноябре 2014 года) уже в марте этого года уволился с честной формулировкой «по собственному желанию» с должности заместителя мэра Житомира. Теперь планирует всерьез заняться депутатской работой. В интервью я расспросила Эдуарда Борисовича и о житомирской коммуналке, и об «Отсечном», и о кадрах, и о реформах, и о перспективах…
- Житомирская коммуналка всегда представлялась мне самой проблемной отраслью, которой никогда не хватает средств, эдакой «черной дырой» проблем. Достаточно ли денег в бюджете, чтобы в сегодняшних непростых условиях поддержать житомирскую коммуналку?
- Есть цифры, их не я придумал, этим занималась наука: для того, чтобы обеспечить безаварийную работу – а это быстрая ликвидация (в течение одного дня) аварий и по воде, и по теплу, вывоз мусора и т.д., необходимо минимум 10% от общего бюджета города. В 2014 году в бюджете Житомира на ЖКХ денег было больше. Подчеркну, это я говорю только о безаварийной работе. Так вот, в бюджете 2014 года этих денег было больше - 240 миллионов гривень. Львиная доля этих средств шла на капитальный ремонт жилого фонда, на асфальтирование дорог, и выделялись средства на водоканал. В нынешней ситуации, в принципе, по тем программам, которые были, и учитывая те деньги, которые заложены в бюджет в этом году с учетом «экологических» денег (а бюджет развития, напомню, еще не принят), Житомиру хватило бы средств поддерживать городское хозяйство.
- Как идет финансирование в этом году?
- Думаю, что на следующей сессии будет рассмотрен бюджет развития, а там уже будет включено финансирование по программам: финансирование тепловиков, реконструкции жилого фонда и другие программы. Но есть одна проблема. В 2014 году по жилищному хозяйству финансирование проходило по прошлому, 2013 году, – мы отстаем на год. То есть в 2014 году мы платили за работы, выполненные еще в 2013. И это не было связано с нехваткой денег в бюджете– казначейство не пропускало. Объяснялось ситуацией в стране, мы все это понимаем.
Вместе с тем, в прошлом году серьезное финансирование по подготовке к зиме в 2014 году было начало в августе. Я даже дату запомнил – 28 августа, когда казначейство начало пропускать средства.
На 2015 год – с учетом кризиса и войны - те средства, которые заложены – это минимально необходимые. Нужно внимательнее посмотреть, как они будут выделяться и расходоваться. Ведь был случай, когда на асфальтирование деньги выделялись в декабре – все понимают, что они не будут освоены и вернутся в бюджет. Уточню: это государство – Минфин – не иначе как умышленно отправлял деньги в декабре, чтобы они не были освоены и возвратились в бюджет. В Киев.
Эдуард Кругляк на заседании депутатской комиссии по вопросам ЖКХ
- Сейчас много говорят о реформах. Стоит ли надеяться, что в ближайший год можно их провести? И что нужно сделать, чтобы теплокоммунэнерго и водоканал были прибыльными и приносили деньги в бюджет?
- Я вообще боюсь слова «реформы»: сразу вспоминаю любимого мной Жванецкого, который говорил, что многие любят критиковать вкус устриц, так ни разу в жизни не попробовав…
Кто будет делать реформы в коммунальном хозяйстве? Я вам сейчас на пальцах одной руки перечислю специалистов в этой области. Начиная с Киева, назову профессионалов, которые в этом понимают, начиная с самых высоких эшелонов: есть бывший министр Кучеренко, есть пару человек в министерстве – это моя субъективная точка зрения, но, поверьте мне, я общаюсь с коллегами в стране, говорю то, что есть на самом деле.
То же могу сказать и о Житомире: профессионалов, которые изнутри понимают, что нужно делать и как реформировать, можно пересчитать на пальцах одной руки.
Нужно, чтобы все выполняли свои обязательства – государство – в лице Нацкомиссии (НКРЭКП), которая должна выстраивать понятную и предсказуемую тарифную политику, городская власть, водоканал и другие коммунальные предприятия.
Кстати, Житомирский водоканал в 2014 году при жестких нормах и учитывая, что государство отдавало долги по разнице в тарифах тяжело, – не убыточное предприятие. «Выбивали» средства «всем миром». Тут и Сергей Сухомлин принимал участие, и Любовь Цимбалюк, и Геннадий Забродский, и первый заместитель губернатора Геннадий Дмитренко, и сам губернатор Сергей Машковский, вице-премьер Геннадий Зубко.
Мы по водоканалу серьезно закрыли долги по электроэнергии. И с учетом этого, водоканал должен был заплатить налог на прибыль, так что по документам водоканал – прибыльное предприятие. Если каждый будет выполнять свою функцию, то термин "планово-убыточное предприятие" будет означать «живое» предприятие.
По теплокоммунэнерго: о его директоре Дмитрии Рогожине, притом, что Житомир – город сплетен и слухов – скажу, что он хороший организатор. Серьезно, хороший организатор. Мы зиму прошли без крупных аварий. Самую большую – на улице Старовильской - устранили в течение 5 часов. Померзли, правда, но не допустили разморозку теплосетей, когда было минус 17. Если все структуры четко будут выполнять свои функции, и государство, и городские власти, то и теплокоммунэнерго не будет убыточным.
- Что должны предпринять городские предприятия, чтобы был рост?
- Водоканал, например, в прошлом году провел серьезные работы, которые позволили ему экономить от 200 до 300 тысяч киловатт электроэнергии в месяц, но после повышения цен на энергоносители он продолжает платить больше: цены на электроэнергию растут. В июне предприятие вышло на себестоимость, но с июня по декабрь было два повышения стоимости электроэнергии.
Поэтому, если бы после повышения автоматически регулировался тариф, то можно было бы говорить о водоканале как о прибыльном предприятии. Это зависит от Киева.
Мы продолжаем работу: в этом году в бюджете предусмотрено 8 или 9 миллионов (по памяти, точно не помню): пришло время менять часть оборудования на менее энергоемкое.
- Я понимаю, что реформы на водоканале должны начинаться с замены оборудования?
- Да, и плюс технологии по очистке. Я сам работал на водоканале главным инженером не один год. Водохранилище «Отсечное», где город берет воду, в 1991 году (я это время как раз застал) относилось к источнику питьевого водоснабжения. Сегодня «Отсечное» относится к классу «речка». У водоканала затраты на первичную очистку увеличились где-то на 15-20 %. Это та вода, которую он поднял и должен подать на город, а она идет на технологию. Вот где выросли серьезные затраты. И то дноуглубление, которое делалось, кроме увеличения мутности ни к чему не привело. Хотя в 2008 -2009 годах, когда область выбивала первый миллион на эти цели, за работами был серьезный надзор. Каждый четверг были планерки, а дноуглубление начиналось при технадзоре министерства.
- Как повлияли работы на «Отсечное»?
То, что я видел по анализам в январе… такое впечатление, что сейчас конец июля и на улице плюс 25…Я так понимаю, что на водохранилище просто песок забирался. С прошлого года эти работы запрещены, на этот год работы не запланированы.
С моей точки зрения на «Отсечном» – безграмотно проведенные работы, что привело к появлению мертвых зон, куда не поступает кислород. Это плохо для качества воды.
- Вопрос из области управления. Вы работали в разное время во власти. Административное деление по районам нам досталось от советской системы. Нужны ли нам в Житомире районы?
- Я о ликвидации районов слышал со времен Анатолия Фесенко и Георгия Буравкова. И во времена Шелудченко, и сейчас. Для меня это вопрос не первый, и даже не двадцать пятый. Выигрыша в деньгах или экономии, о которых я слышал по телевизору – не будет.
Если оставлять райисполком – нужно давать соответственные полномочия. Если полномочий нет, то тогда и районы не нужны, а тогда функции по работе с пенсионерами, со льготниками и с субсидиями нужно передать городу, сохранив здания и сотрудников служб. Сейчас у районов только социальные функции, и там скоро начнется большая работа по субсидиям.
Если оставлять Богунский и Королевский райисполком – пожалуйста, отвечайте тогда за благоустройство, отвечайте за освещение.
- Почему вы уволились с должности заместителя мэра?
- Я мог остаться работать, совмещая должность зама и депутатство. Меня никто не ставил в рамки, никто не вызывал на разговор об этом – ни секретарь горсовета Любовь Цимбалюк, ни первый заместитель мэра Сергей Сухомлин. Я сам для себя принял решение. К тому же у нас с руководством города была договоренность, что я уволюсь после окончания отопительного сезона.
Я не хочу потом разговоров об использовании админресурса, в случае, если пойду на выборы в горсовет. Я не хочу, чтобы кто-то касался моей фамилии в этой связи. Это мое решение – и точка.
Я никогда не был членом ни одной партии. Я считаю, что приостанавливать членство в партии должны и мэр, и его заместители. Они должны быть просто «рабочими лошадками», которые 24 часа в сутки обеспечивают жизнь в городе.
У нас много нерешенных вопросов и надоела некомпетентность. Я работал во власти многие годы, к сожалению, уровень чиновника, чиновника в хорошем смысле слова, упал. Как в интеллектуальном, так и в профессиональном плане. Общеобразовательный уровень снизился, а на первое место в критерии приема на работу стала партийная принадлежность и кумовство.
Где взять хорошего чиновника? Нужно приглашать молодых.
С ними просто нужно разговаривать, у нас есть грамотные люди, с английским языком и не только. Пусть в исполкоме будет работать не 319 человек, а 150, но получать не 1218 гривень, а три-четыре тысячи – вот тогда можно будет спрашивать. Тогда можно и конкурсы устраивать, а когда на место по 5-6 претендентов – можно выбрать лучших.
- Не думали ли вы о том, чтобы участвовать в выборах мэра?
- Нет. Однозначно. Со мной об этом велись разговоры и в 2009, и в 2010 году, и сейчас… Нет. Это не мое. Я хозяйственник. Мэр такого города как Житомир должен быть очень компромиссным человеком и решать множество проблем. Я человек не жесткий, но не настолько готов к компромиссам. Есть принципиальные позиции, через которые нельзя переступить.
- А можете ли вы оценить качество нынешнего депутатского корпуса?
- Могу. У меня есть с чем сравнивать. Я до нынешнего года не был депутатом, но работал на водоканале главным инженером в 90-е, потом первым замом управления ЖКХ при мэре Фесенко, я был директором завода «Промавтоматика», когда он работал, и я имел отношение к коммунальному хозяйству города, поскольку сотрудничал по вопросам диспетчеризации с водоканалом и теплокоммунэнерго. Это была каденция Буравкова.
При мэре Шелудченко работал замом мэра, при Дебое – был членом первого исполкома, поэтому могу сравнивать.
При Фесенко – это были депутаты, пришедшие в горсовет на волне Аллы Ярошинской, было много инженерно-технических работников, решалось больше вопросов о развитие города, меньше – связанных с личными интересами. При Буравкове – кто бы что ни говорил – была очень сильная команда в исполнительной власти, я имею ввиду заместителей. А в депутатском корпусе было меньше бизнесменов.
При Шелудченко – была волна депутатов врачей и учителей. А депутаты этого созыва – очень грамотные, в основном это представители бизнеса.
И это с одной стороны – хорошо, а с другой – плохо. Пусть они не обижаются, но многие живут в частных домах за городом и поэтому проблем многоэтажек, проблем инфраструктуры они не знают. Есть и другие нюансы в работе: идет отстаивание интересов того округа, где они избирались. Даже во время принятия бюджета, некоторые депутаты, избранные по мажоритарке, пока не увидели адресов, даже не рассматривали вопрос по бюджету. Хотя определение объектов ремонта или других работ – прерогатива исполкома. Ему виднее, какие адреса, какие улицы нужно делать в первую очередь. Ведь граждане приходят на прием не только к депутату, в первую очередь идут на прием в органы власти – к заместителю мэра, начальнику управления или департамента. По этим адресам выезжает или комиссия, или ответственные работники, поэтому, зачастую внутри исполкома виднее, где нужно в первую очередь ремонтировать крышу, менять асфальт или внутридомовую сеть. У нас жилой фонд старый, коммуникации – очень старые, нужны сотни миллионов, чтобы в течение 2-3- лет можно было навести глобальный порядок, а не выборочно – 20-30-50 домов за год (у нас 1370 домов в коммунальной собственности, а вместе с ведомственными – 2200).
Депутатам кроме лоббирования интересов своего избирательного участка надо было бы прислушаться и к тем специалистам, которые занимаются эксплуатацией жилого фонда и тем, кто занимается вопросами коммунального хозяйства.
Кстати, активность многих депутатов можно объяснить предстоящими через полгода выборами. Депутаты надеются, что за бюджетные деньги они смогут рассчитывать на лояльность избирателей и гарантированную победу.
Я еще в 2014 году предлагал руководству города, и многие депутаты об этом знают, сделать 2015 год – это и при войне, и при наличии других проблем – годом коммунального хозяйства в Житомире. Есть городской бюджет, и давайте его посвятим коммунальному хозяйству. Любой депутат, которого избрали, это касается мажоритарки, хочет победить еще раз. Ничего плохого нет, если депутат в год проведения выборов готов бороться за победу. Другое дело, что у депутатов и тех, кто только хочет участвовать в выборах в горсовет, изначально неравные условия. Неравный предвыборный старт. Новым – сложнее, у действующих - уже есть ресурс, по определенным адресам и болевым точкам по округу он может отработать. Но другое дело, что делает это он за средства городского бюджета, а новый кандидат должен все делать за свои…
Кругляк на сессии горсовета 26 декабря 2014 года
- Ваше мнение о децентрализации. Видны ли результаты? Будут ли они?
- Результатов пока нет, тему просто заговорили. То, что вижу, например, по бюджету: налоги, которые мы ранее собирали, забрали в центральный бюджет, а те, которые чреваты социальным взрывом, по недвижимости, например, отдали городу. Да и кто перед выборами будет этот налог собирать?
Кроме того, что исполком утвердит ставку налога на недвижимость, нужно, чтобы его платили. Вот и подоходный налог раздробили. Если раньше он шел исключительно в городской бюджет, то теперь львиная доля уходит в центральный. Децентрализация – идея хорошая, но не думаю, что нужно ее внедрять во время войны. Она по силам государству в мирное время, к тому же нужны сильные кадры, сильные чиновники (в хорошем смысле этого слова).
Кроме слов, это я говорю субъективно, как житель Житомира, я пока не увидел ничего.
Я помню, что в 80-х годах мне обещали жизнь при коммунизме, и только теперь понял, что при коммунизме я уже жил. У нас очень многое заговаривается. А происходит потому, что люди, отвечающие за реформы, должны быть компетентными. А у нас остался принцип назначения на должности – кум-брат-сват и/либо политический единомышленник.
Повторюсь, была бы моя воля, установил бы правило: идешь работать в органы исполнительной власти – должен приостанавливать членство в партии. Ты ж работаешь для всех житомирян, а не для членов партии.
Лариса Бекета для Житомир.info