Інтерв'ю

«Житомиргаз» решил отключением котельных выбить деньги, мер объявил войну монополисту

27 November 2016, 14:38

В Житомире 23 ноября ПАО «Житомиргаз» отключило одну районную и четыре квартальных котельных от газоснабжения, в результате чего без тепла остались 10 детских садов, 6 школ, 4 медучреждения, в том числе – городская детская больница, и 196 жилых домов. Кроме того, была опасность возникновения чрезвычайной ситуации – взрыва оборудования котельной на ул.Жуйко. Что стало причиной несанкционированного отключения и какие действия в связи с этим предприняла городская власть в интервью Житомир.info рассказал мэр Житомира Сергей Сухомлин.

- На этой неделе «Житомиргаз» отключил ряд котельных города Житомира от газа, при чем отключил не согласно технологии отключения, а просто закрыв задвижки на магистралях, тем самым прекратив поступление газа к котельным. Достаточно большое количество жилого сектора, многоэтажных домов и социальных объектов были отключены от отопления. Отключение газа было на основании письма от «Житомиргаз», что они не удовлетворены низким уровнем расчета за услугу по транзиту газа.

- Теплокоммунэнерго плохо с ними рассчитывается?

- Согласно постановлению №217 и согласно тому алгоритму расчетов, теплокоммунэнерго никоим образом не влияет на расчеты с облгазом. Деньги, которые поступают на счета теплокоммунэнерго, автоматически расщепляются и пропорционально идут по всем субъектам-участникам, в том числе: «Житомиргаз», «Нефтегаз», само предприятие и так далее.

- Так с чьей стороны их не удовлетворяли расчеты, к кому претензия была?

- Претензия, прежде всего, к житомирянам. Но это еще не конец месяца и говорить о том, что люди не хотят платить еще рано.

- Когда получили письмо от «Житомиргаз»?

- Письмо было написано 18 ноября, мы получили его через день или через два и уже 23 ноября у нас было отключение. На самом деле ситуация была опасная. Если взять самую большую котельную на Жуйко, там мощность около 10 мегаватт, фактически была прекращена подача газа на котельную, котлы имеют огромную температуру, при прекращении подачи газа автоматика сработала, котлы остановились, но в котлах продолжала сохраняться определенное время достаточно высокая температура. Как показывает наша автоматика, которая установлена на теплокоммунэнерго, газ в определенных объемах продолжал поступать в котлы, возможно задвижки, которые перекрыли, не держали. Т.е. это не те объемы, которые могут обеспечить технологический процесс работы предприятия, а газ, который просачивался через задвижки и продолжал поступать в котлы. У нас просто могла быть техногенная катастрофа, когда взорвались бы котлы. Я не говорю уже об опасности, которой подвергались работники теплокоммунэнерго, но взрыв котлов такой мощности – это 500 метров примерно зона поражения, т.е. в радиусе 500 метров от котельной люди подвергались опасности в этой ситуации. Поэтому подготовлены письма на НКРЭ и на министерство, мы будем обращаться и в прокуратуру и в Службу безопасности Украины, чтобы не допустить в будущем таких ситуаций и того произвола, который происходит со стороны «Житомиргаз».

Котельная на ул.Жуйко

- Т.е. вы считаете, что это были самовольные действия ПАО «Житомиргаз»?

- Это их ответственность и компетентные органы будут разбираться. Есть закон, который запрещает отключение газа в зимний период предприятиям теплокоммунэнерго. По своим внутренним  законам они могли уменьшить подачу газа в случае неудовлетворенности или отсутствия расчетов и так далее, уменьшить до технологического уровня объемы подачи газа, а они пошли на полное отключение предприятия теплокоммунэнерго. После этого мы провели внеочередное заседание городской комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций. И представитель «Житомиргаза», который также есть в этой комиссии, он сам проголосовал, что ситуация с отключением была незаконной и могла привести к достаточно серьезным последствиям.

- Не совсем понятна логика – они отключают, но признают, что это незаконно?

- Ну, дает команду на отключение руководитель, а те технические специалисты, которые много лет работают в «Житомиргазе», и те люди, которые понимают, к чему это может привести, - они вынуждены выполнять команду.

- А нельзя не выполнять преступный приказ?

- Это уже вопрос, который, я думаю, правоохранительные органы будут задавать руководству и тем людям, которые это делали. Даже после того, как газ был включен, они отказались подписывать какие-либо акты, документы, которые зафиксировали бы факт отключения теплокоммунэнерго от поставок газа.

- Какие тогда у вас есть доказательства, что газ был отключен?

- Протокол городской комиссии – раз, второй момент – аппаратура, которая стоит на предприятии теплокоммунэнерго четко показывает поминутно объемы газа, которые поступают по любой котельной, и у нас аппаратура зафиксировала момент отключение.

- На какое время был отключен газ?

- Разные котельные по-разному, но в среднем газа не было около пяти часов.

- Как происходил процесс включения – вы позвонили и они включили?

- Это были переговоры заместителя Александра Анатолиевича Фещенко с руководителем «Житомиргаза», обмен письмами и так далее. Сначала были переговоры, после этого мы готовили письма, в которых указали, что мы готовы на сессии рассмотреть вопрос о выделении денег для предприятия теплокоммунэнерго по расчетам за транзит газа и после этого был газ включен.

- Т.е. шантаж удался?

- У «Житомиргаза» шантаж удался, но за этот шантаж надо будет ответить.

- У них была цель получить деньги, цель достигнута…

- Еще деньги они не получили и мы посмотрим последствия. А последствия, я думаю, будут достаточно серьезные, потому что я уже обратился и в НКРЭ, и к народным депутатам, и на следующей неделе в Верховной Раде будет проходить традиционный день вопросов к правительству, и там будет подниматься вопрос отключения «Житомиртеплокоммунэнерго» от газа. Т.е. депутаты Верховной Рады с трибуны будут обращаться и к Генпрокурору, и к НКРЭ по поводу поведения естественных монополистов в таких ситуациях.

- Цена вопроса – сколько «Житомиргаз» хочет денег или сколько вы им пообещали выделить?

- Мы говорим сейчас о 3 миллионах 100 тысяч гривень, выделение которых мы будем рассматривать на сессии городского совета.

- Когда они прислали письмо с претензией, какая сумма там была указана?

- Претензии они могут выставлять или к НКРЭ, или к житомирянам, которые, по их мнению, не рассчитываются за эту услугу. Но естественные монополисты, такие как «Житомиргаз», хотят, извините, даже получить где-то предоплату. Люди еще не получили услугу и они имеют право за эту услугу рассчитаться в конце месяца, а по постановлению Кабинета министров они даже могут написать заявление и рассрочить платеж еще на полгода. Поэтому требовать от людей при нынешнем законодательство 100% предоплаты, то, что фактически сейчас хочет «Житомргаз» - это незаконно. А в письме сума была неуказанна, просто «из-за низкого уровня расчетов», на какие-либо задолженности они в этих письмах даже не ссылаются. Их не удовлетворяет уровень расчетов житомирян по текущим платежам.

Скрин с сайта НАК "Нефтегаз"

- Уже полгода муссируется вопрос о запуске коммунального предприятия «Житомиргоргаз», на каком этапе сейчас находится запуск этого КП?

- На прошлой сессии были выделены деньги в уставной фонд этого предприятия, для того, чтобы сформировать штат, потому что до данного момента был только директор, который занимался регистрацией и не получал даже все это время заработную плату. Задача в ближайшее время – обеспечить поставку газа хозрасчетным и бюджетным организациям через это предприятие. Потому что компании, которые связаны с «Житомиргазом», уже предлагают тысячу кубов газа вместе с транзитом, сумма 11 тыс. 200 грн за тысячу кубов, а на рынке можно купить сейчас газ по цене 8 тысяч 50 грн.

- Оборудование и сети у коммунального предприятия есть?

- По нынешнему законодательству сейчас разделяется понятие транзитеров и продавцов. Вопрос сетей: исторически сложилось, что «Житомиргаз» получил эти сети в пользование фактически бесплатно, в том числе и часть коммунальных сетей. Вопрос передачи этих сетей на баланс коммунального предприятия – это долгий процесс, который займет минимум несколько лет, потому что необходимо сначала провести аудит этих сетей. Мы сейчас направили определенные письма и на НКРЭ и на «Житомиргаз», которые должны нам дать всю исходную информацию по количеству сетей, по инвестиционной составляющей, которую за эти годы тот же «Житомиргаз» вложил в эти сети. Вопрос продажи газа сейчас проще стоит, потому что для него, фактически, даже нет необходимости получения лицензии и коммунальное предприятие на первом этапе должно обеспечить более дешевым газом нашу бюджетную сферу и хозрасчетные организации, таким образом сэкономив деньги для бюджета. Вторая задача после этого – выход на сети, создание полноценного предприятия, которое будет иметь на балансе уже сети.

- Даже если коммунальное предприятие будет закупать газ, то оно сейчас должно сотрудничать с «Житомиргазом», который будет выставлять счет за транзит. Вы не боитесь, что в этом случае экономии не будет?

- Счет за транзит не может быть выставлен какой угодно, потому что есть НРКЭ, которое устанавливает эти нормы, исходя из затрат предприятия. Тут вопрос даже не в счете за транзит. На самом деле, пользуясь монопольным положением, не все компании допускаются на этот рынок, и не всем дается право транзита. Т.е. заходят те компании, которые согласованы с этими естественными монополистами. Задача – пробить эту «стену» и дать возможность формирования свободного рынка, тогда появится конкуренция. Главная задача – пробить эту монополию и дать возможность сначала коммунальному предприятию, а потом и другим предприятиям зайти на этот рынок, сделать его открытым, чтобы конкуренция снизила цену для конечного потребителя на сам газ.

- Чем подкрепляется ваша уверенность, что вы сможете пробить эту «стену», на чью поддержку рассчитываете?

- На поддержку, прежде всего, правительства, потому что правительство декларирует, что оно заинтересовано в снижении стоимости коммунальных услуг. Например, для бюджета мы рассчитывали цену на газ 7 тыс. 600 грн за тысячу кубов, а когда в условиях монополии у нас появляется цена 11 тысяч, то о каком бюджете, какой экономии мы можем говорить.

- Когда бюджетные предприятия могут получить газ от «Житомиргоргаза», можете назвать примерные сроки?

- Мы сейчас берем небольшой объем газа, условно – несколько тысяч кубов, и стоит задача обеспечить всю цепочку прохождения этого газа для коммунального предприятия от покупки до поставки конкретной школе или садику. Сейчас выбираем школу №1 или садик №10, т.к. там есть свои газовые котельные и есть котельные на пилетах, альтернативные, чтобы не ставить под угрозу обеспечение теплом детей. Мы хотим просто сделать прогонку газа и показать, что это предприятие может выполнить эту функцию. В течение ближайших двух месяцем мы должны это сделать, надеемся, что в январе школа или садик уже получит газ от коммунального предприятия.

- Создание коммунального предприятия может стать прецедентом для других городов Украины?

- Абсолютно. Это может привести к нарушению той монополии, которая сложилась на рынке газа, на рынке облгазов. Это предприятие, процесс, который мы начали, может быть катализатором и приведет к разрушению монополии облгазов и в других областях.

- А почему до сих пор этого никто не начал делать?

- Потому что это большой бизнес, это большие деньги и всегда есть соблазн на этом заработать. Но от работы таких монополистов на порядок больше негатива для местной власти, нежели какие-то там материальные дивиденды, которые могут быть. В частности, мы столкнулись с этим, когда мы модернизируем свои котельные по проектам. Например, в прошлом году был запуск котельной на Паровозном переулке, где колейный завод обанкротился и не смог отапливать три дома. Тогда срочно из бюджета были выделены деньги на строительство котельной, сделали проект, прошли экспертизы. Стоимость котлов была примерно 300 тыс. грн, стоимость оборудования по газу была примерно 80-90 тыс.грн и очень долго «Житомиргаз» не принимал этот объект в эксплуатацию, навязывая свое оборудование, свои корректировщики, свои системы учета, которые в их понимании должны были стоить тогда 320 или 360 тысяч гривень. Вот эта монополия – она достаточно больно бьет и по бюджету.

- И по людям больно бьет – эти замены счетчиков, которые берут на проверку, а они оказываются нерабочими.

- Да, и потом «по среднему» считают и так далее. Поэтому эта монополия ни к чему хорошему не приведет и надо запускать те процессы, которые откроют этот рынок.

- Так почему же никто из местных властей до сих пор не начал этого делать?

- Есть достаточно серьезное лобби газовое и второе – когда идешь в открытую войну с этими монополистами, то отключений – это где-то следствие этой войны. Вот эти отключения, которые потом могут приводить к недовольству властью и так далее, потому что когда пропадает отопление в школах, садиках, многоэтажных домах – люди в первую очередь обвиняют в этом мэра и власть.

- Ввязываться в войну без надежды победить – бессмысленно.

- Ну, надо пробивать эту стену, надо ввязываться, если ты считаешь, что прав – надо идти до конца. На последней встрече с инвесторами, которую проводил глава областной администрации, было достаточно много иностранных инвесторов и они уже не задавали вопросы по каким-то проблемам с коррупцией, основные вопросы были связаны с «Житомиргазом» и другими естественными монополистами. Поэтому это ситуация, которая влияет, в том числе, и на инвестиционный климат.

Сергей Сухомлин на встрече с инвесторами в ОГА, 18.11.2016

- Знания, полученные в военном училище, помогут в войне с «Житомиргазом»?

- (смеется) Заместителю своему и директору теплокоммунэнерго я сказал, что если до вечера «Житомиргаз» не включит газ, то я готов сам взять на себя ответственность, приехать, сорвать пломбы и открыть эти вентили.

- Мэр Вера Шелудченко что-то подобное делала десять лет назад 

- Абсолютно правильно.

- Какие у вас методы в борьбе с «Житомиргазом»: они могут перекрыть газ, а вы что можете сделать, какой ответный удар?

- Обеспечить им в ближайшие несколько месяцев активное общение с правоохранительными органами по той ситуации, которую они создали в городе Житомире. Это как минимум.

Тамара Коваль, редактор Житомир.info

 

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі