Інтерв'ю

Интервью с мэром Житомира об инвесторах, большом ІТ-проекте, частных школах и рабочих местах

19 July 2018, 11:47

Привлечение инвестиций и создание рабочих мест, создание условий для того, чтобы молодежь не уезжала из Житомира – эти пункты были в предвыборной программе нынешнего мэра Сергея Сухомлина. Появились ли в Житомире инвесторы, сколько создано рабочих мест, чем удерживают молодежь – ответы на эти вопросы читайте в интервью Житомир.info с мэром Житомира.

- За время вашей каденции, которая началась в ноябре 2015 года, появились ли в Житомире инвесторы, которые открывают предприятия, создают новые рабочие места?

- Заводу «Ферпласт» передали в аренду участок на Богунии, который они не могли получить 7 лет. Сейчас уже делается проект, будет значительно расширяться производство, создаваться дополнительные рабочие места – около 300. Проектирование уже идет, примерный срок реализации проекта – до двух лет. Они будут строить впереди офисный центр, часть помещений сносить и строить там новые цеха, расширять производство. Предприятие «Евроголд» около 5-6 лет не могло выкупить помещение на химволокне, потому что оно находится в стадии санации, и управляющие санацией делали все, чтобы «Евроголд» не мог выкупить эти помещения, а продавали только те, которые были интересны продавцам металлолома, чтобы вырезать и вывезти. Мы собрали всех – налоговую, исполнительную службу, управляющих санацией, которые, фактически, не шли навстречу, выделили деньги налоговой из городского бюджета – 100 тысяч гривень – на подачу в суд, потому что у них не было денег на это. Провели такие мероприятия и в результате этого «Евроголд» выкупил 15 или 17 тысяч квадратных метров помещений, сейчас там идут ремонты. Это позволит создать еще примерно 400-500 рабочих мест.

- Индустриальный парк так и не ожил?

- Меморандум подписан, земля передана, инвестор добросовестно вносит арендную плату за аренду земельного участка, но пока не строит. Мне не корректно объяснять вместо инвестора, почему у него планы изменились или затормозились, лучше спросить у него, но с нашей стороны было все сделано для того, чтобы он максимально быстро получил этот земельный участок и мог вносить инвестиции.

- Т.е. фактически на данный момент новые предприятия в Житомире не появились, есть только планы, а в вашей предвыборной программе было обещание создания рабочих мест…

- У меня в предвыборной программе было создание 3 тысяч рабочих мест, я очень четко помню каждый пункт своей предвыборной программы. До окончания моей каденции будет создано 3 тысячи новых рабочих мест, это точно.

- А сколько создано уже сейчас?

- Уже есть чуть-чуть и я точно знаю, что 3 тысячи будет. Мы сейчас ведем переговоры с двумя большими компаниями, одну компанию, такого достаточно знакового инвестора, мы уже потеряли по одной простой причине – в городе нет свободного участка земли в 10 га с подведенными коммуникациями.

- А земельный участок на Станишовке?

- Инвесторы такое не рассматривают. Во-первых, на Станишовке было специфическое производство, и сейчас они не отказались от него и через конкурс намерены взять его в аренду. Мы уже встречались и они будут это делать.

- «Они» - это кто?

- Я пока не могу называть. Практически все инвесторы запрещают давать открытую информацию, пока не подписаны какие-то конкретные документы.

- А кого потеряли – уже можете сказать?

- Компания «Хэд» - производитель лыж, оборудования для дайвинга, различной экипировки. Они вели переговоры с тремя городами, но в итоге правительство «убедило» их пойти в Винницу.

- Причина была только в том, что в Житомире не нашлось 10 га земли?

- Да. Поэтому мы сейчас активно параллельно ведем переговоры. Поэтому и Вересы (присоединяются к Житомиру – авт.). Нам нужны «земли запаса» по окружной, потому что в Житомире нет таких кусков земли. Два инвестора, с которыми мы сейчас ведем переговоры, хотят 10 гектаров и 20 гектаров. Первый инвестор – это 1200 рабочих мест, второй – 2-2,5 тысяч рабочих мест.

- Но земли такой площади нет. Ситуация безнадежна?

- Мы пошли по другому пути: рассматриваем вопрос выкупа или замены земельных участков под паями, которые находятся на территории города как вкрапления сельхозземель. Один такой участок мы уже сформировали.

- И если бы ОТГ, которые находятся вокруг Житомира, захотели бы присоединиться, то это бы «спасло» город, но они не хотят?

- Они не хотят, а сейчас идти и просто создавать у них рабочие места, чтобы налоги шли им в ОТГ – в этом не заинтересован город.

- В предвыборной программе также было о создании условий, чтобы молодежь не уезжала из города. Что для этого сделано?

- Что необходимо молодежи, чтобы она осталась в Житомире?

- Работа, досуг, зарплата, инфраструктура, жилье.

- Да. С работой, которая может обеспечить базовый уровень, сейчас проблем нет. У нас везде недостаток рабочих.

- Но молодежь как-то не очень хочет на рабочие специальности: слесари, сварщики.

- Да у нас и менеджеров толковых найти тоже не так просто.

- Так зарплату хотят приличную, а не «минималку».

- Если мы говорим о бизнесе, то там зарплаты в 3700 грн уже нет, там минимальная зарплата – 7 тысяч гривень. Это базовый уровень, то, с чего можно стартовать. По поводу инфраструктуры – это удобный транспорт, досуг – это и спортивная инфраструктура: спортивные зоны, велосипедные дорожки. Это те проекты, которые и привлекут туристов, и дадут возможность обеспечить досуг, будут одним из «плюсиков», чтобы молодежь оставалась в Житомире.

- О велодорожках говорят уже больше года, но кроме 200-метровки на улице Небесной сотни больше ничего не появилось.

- Если мы говорим про велодорожки, чтоб не просто нарисовать на асфальте, то это проекты, которые связаны с оформлением земли, т.к. город может вкладывать деньги, если это земля городская. И мы больше года оформляли землю по парку и вдоль Тетерева. Также это разработка концепции. Сейчас мы уже делаем рабочий проект по набережной, и у нас уже есть расчетный проект по самой велодорожке. Параллельно у нас есть уже партнеры, которые в рамках этого проекта будут реализовывать другие проекты: вейк-база, открытые бассейны и так далее. Со следующего года на фонд регионального развития (ДФРР) мы собираемся подавать этот проект на строительство и финансирование. На первую часть по набережной есть 12 миллионов – это секторальная поддержка Европейского Союза, мы уже выиграли этот грант.

- А есть в Житомире для молодежи качественное образование? Количество первокурсников в местных вузах уменьшается, выпускники школ уезжают учиться и не возвращаются.

- Вот, теперь мы копнули вглубь. Потому что спортивная инфраструктура и все остальное – это большой плюс, и по сравнению с Киевом для студентов в Житомире есть достаточно много своих плюсов, начиная от легкой доступности практически в любую часть города, ландшафты, природа и все остальное. По сравнению с Киевом тут дешевая аренда жилья и стоимость самих квартир меньше. Но когда мы посмотрим на статистику, то только 20% выпускников школ, которые имеют 180 и больше балов по ЗНО, остаются в городе Житомире. 80% вот этого интеллектуального потенциала город теряет. Есть только 2-3 города в Украине, которые имеют положительный баланс, они, фактически, высасывают эти мозги. Но эту ситуацию за один год, за два или за три кардинально сломать мы не можем. Это качество высшего образования, в первую очередь, и качество нашего среднего образования, хотя если брать в целом по Украине, то оно нормальное. Но это один из факторов, почему сюда не едут ІТшники.

- Какая связь между средним образованием и ІТшниками?

- Мы сегодня (интервью записано 18 июля – авт.) рассматривали проект по «Электроизмерителю», глобальный проект по созданию там интеллектуальной среды, с ІТ-институтом, инжиниринговым центром, другими пространствами, коворкинг-центром и так далее. И сам «Электроизмеритель» готов на такой проект, плюс есть ряд компаний, которые уже создавали такие проекты в Украине, которые готовы делать это в Житомире, эти переговоры я уже проводил.

- Проект по «Электроизмерителю» - это пока на уровне разговоров или есть какие-то шаги по реализации?

- Я могу сейчас показать концепт.

- Было уже много разных концептов, вопрос в другом – это будет реализовано или останется на уровне мечты?

- Если мы не будем мечтать – не будет дальше реализации, это первый шаг, который необходимо сделать. Следующий шаг – это то, что сегодня обговаривали: мы собираем ІТ-компании города Житомира, бизнес, тех, кто работает в креативной экономике, и будем им предлагать этот проект. Если это вызовет интерес – тогда да, оно будет реализовано.

- «Электроизмеритель» - это частная собственность, какие договоренности с собственником?

- Возможно, это будет льготная аренда за 1 гривню для города при условии, что город будет вкладывать средства в ІТ-институт и так далее. Мы все это проговаривали, но эта модель будет видна только когда соберется пул заинтересованных компаний и лиц, которые будут реализовывать этот проект. Это как, например, во Львове, где на базе завода презентовали проект, куда ІТ-компании со всего мира собираются вложить порядка 160 миллионов долларов, фактически это будет такой ІТ-городок.

- Какое еще направление кроме ІТ планируете развивать?

- Это инжиниринговая школа, то, что сейчас уже открыли в Днепропетровске. Это не институт, а второе дополнительное образование для студентов, где они могут получить дополнительные знания с практической реализацией. Житомир этих инвесторов заинтересовал военным институтом имени Королева с точки зрения управления космическим проектами и подготовки радиоинженеров.

- У нас достаточно ІТшников для проекта, который планируется на базе «Электроизмерителя»?

- В Житомире сейчас около 2 тысяч ІТшников, фактически никакой серьезный проект начаться не может, потому что под его реализацию необходимо от 1 до 2 тысяч сотрудников. Во Львове для выполнения заказа на какой-то программный продукт формируют команды под проект, из 20 тысяч ІТшников они могут быстро сформировать эту команду. У нас из 2 тысяч не сформируешь, необходимо резкое увеличение. Тут есть два направления: создать условия для ІТ-компаний, чтоб они привозили сюда людей, открывать офисы на льготных условиях, и создавать высшее образование, которое будет выпускать этих ребят ІТшников, это надо делать параллельно. Но когда мы с ІТ-компаниями говорили про офисы, льготные условия, инфраструктуру, природу и все остальное, они задают один простой вопрос: куда мой ребенок пойдет учиться, в какую школу? А эти ребята очень хорошо знают цену образованию. На сегодня только частные школы могут сделать то, что не может сделать город или государство.

- Т.е. ІТ-проект тянет за собой создание частных школ?

- Да. Образование будет стоить дорого, но оно даст абсолютно другое качество. Мы сейчас общаемся по поводу франшизы с львовским «!FEST», который сделал уже частную школу, фактически скопировал где-то проект Новопечерской школы (г.Киев), дал туда свое наполнение и несколько удешевил стоимость, потому что в Новопечерской частной школе обучение стоит 11 тысяч долларов в год, во львовской гораздо дешевле, но все равно это на уровне примерно 400 долларов в месяц.

- Сначала должны прийти ІТшники, а потом появятся частные школы или наоборот? Каков порядок действий?

- Должны появится люди, которым интересен это проект, и все. Это может быть связано с ІТ-компаниями или нет. Компании могут собраться и сказать: да, мы готовы для наших детей подобрать команду и проинвестировать что-то на первом этапе – создание и разработку этого проекта. Что касается помещения – город готов дать за 1 гривню помещение под частную школу, потому что это уменьшит нагрузку на бюджет, т.к. эти дети будут учиться в частной школе, а не в коммунальной.

- Но из городского бюджета на частные школы тоже выделяются деньги.

- Да, у нас все частные школы поддерживаются из бюджета, но эта сумма в 3-4 раза меньше, чем мы тратим на ребенка в обычных школах.

Тамара Коваль, редактор Житомир.info

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Теги: Сухомлин інвестор молодь робота. школа  
Матеріали по темі