Інтерв'ю

Ирина Синявская об отдыхе, работе, проблемах, достижениях и борьбе с ветряными мельницами. Интервью председателя Житомирского облсовета

8 August 2007, 12:53

Лето в Житомире как никогда – горячее, с природой творится что - то непонятное. 

Но многие политики отказываются в это жаркое время от отпусков, предпочитая отдаться политической работе, или, как говорят, «битве за политическое будущее».

 Как Вы решили использовать летние месяцы? Были ли Вы в отпуске?

- Как правило, небеса отражают то, что делается не земле. Поэтому жара и в природе, и в политике, но я смогла «вырвать» 20 дней, взяла свой законный отпуск. К сожалению, из 20 дней удалось отдохнуть только 10. Это те дни, когда я со своей семьей, со своими детьми отдыхала в Турции, в недорогом отеле на берегу моря (путевка с перелетом стоит 530 долларов, что дешевле отдыха в Крыму при отсутствии сервиса), и мы смогли восстановить свои силы, отдохнуть, поплавать в чистой воде Средиземного моря. А вот остальные 10 дней были посвящены борьбе с ветряными мельницами, о которых я неоднократно говорила.

Мне пришла SMSка, о том, что «Народный Союз «Наша Украина» организовывает очередную партийную конференцию, на которой пытается применить ко мне императивный мандат. Несмотря на то, что я только что вернулась в Украину , я сразу же стала заниматься изучением правового аспекта действий «Нашей Украины».

Я надеюсь, что и природа, и политики дадут мне возможность до конца года еще использовать свой отпуск.

-Ирина Максимовна, Вы первый раз отдыхали в Турции?

- Нет, не первый, поскольку этот курорт соответствует понятию «цена – качество».

 

 -Кроме политических сюрпризов, какие еще проблемы приходилось решать?

-Мы работаем над вопросом о том, как ввести систему гарантированных закупок для  частных сельских производителей, объединив их с коммунальным предприятием «Мясомолторг». Сегодня это предприятие предлагает очень интересную схему создания сельхозкооперативов. Она позволит кредитовать сельское хозяйство, заказывать сельскому производителю выращивание мелкого и крупного скота, а также птицы, с возможностью кредитования и гарантией дальнейшей покупки мяса в живом весе, яиц и молока. Все будет решаться на четких договорных условиях, в том числе и цена на молоко, закупочная цена которого последние годы остается очень низкой и невыгодна жителю села.

Жители села, сельской общины будут объединены не только бытовыми и социальными вопросами, а еще и производственными.

-Очевидно, вопрос о внимании к сельскому производителю возник не случайно, в области – спад показателей именно по сельхозпроизводству

-Тема эта возникла не случайно, она появилась, когда мы стали анализировать состояние дел и увидели, что существуют объективные причины и объяснения спада сельхозпроизводства в области. Я не хочу, чтобы увязывали наши претензии к выполнению программы социально-экономического развития с личностным претензиями председателя областного совета Синявской к губернатору Павленко. В области бывали проблемы с производством мяса, но никогда не было с производством яиц, молока. Мы пришли к выводу: отсутствует менеджмент, или он направлен на крупнотоварное производство, а статистика, показывает, что 80% молока, яиц и мяса производят частные хозяйства. Кто работает с ними? И ответ на него оказался прост – никто не работает, тогда как частные хозяйства – это основная часть населения сел.

И еще один момент: администрация области считает, что не стоит поддерживать индивидуальные хозяйства, поскольку у них нет перспективы. Но на мой взгляд – решать эти проблемы

необходимо сегодня, завтра уже будет поздно! Тем более, мы так хотим в Европу, а европейская перспектива как раз и должна заставить не откладывать эти вопросы на потом, или «списывать» их по причине бесперспективности.

-Ирина Максимовна, но до недавнего времени вопросами сельского хозяйства в Житомирской госадминистрации занимался все тот же Николай Николаевич Олещенко, который и разрабатывает сейчас эти вопросы, только уже под эгидой областного совета

-Олещенко не так долго занимался вопросами сельского хозяйства, к тому же один руководитель в поле не воин. Кстати, именно он впервые говорил со мной о существующих проблемах еще несколько месяцев назад. Проблема не в Олещенко, проблема в системе власти в стране. Если работу крупнотоварных предприятий координирует госадминистрация, то индивидуальными крестьянскими хозяйствами должны заниматься сельские головы в рамках местного самоуправления, что не происходит.

Искали пути выхода очень долго все вместе: и я, и Олещенко, и мои заместители, в том числе заместитель председателя облсовета Николай Вашешников, который давно говорил, что коммунальное предприятие «Мясомолтогр» нужно сделать центром по работе с частными хозяйствами.

-Получается, что в то время, когда Вы были губернатором – в2006 году, вы эту проблему не видели?

-Да,  мы не видели. Потому, что в то время управление аграрным блоком было вообще очень слабым. Было два человека, не хочу называть их фамилии, один – известный деятель в спиртовой отрасли, а второй - в области хмелеводства, которые не углублялись в проблемы АПК. Сейчас, когда я анализирую то, что было полтора года назад, у меня создается впечатление, что каждый занимался только своим бизнесом. Госадминистрация не занималась сельским хозяйством, поскольку отсутствовали два важных звена, которые должны были показать мне эту проблему.

-Ваша критика нынешнего губернатора Павленко - это традиционное для нашей области противостояние председателя облсовета и губернатора, отголоски политических разногласий, или какой-то третий вариант?

-Сама формулировка вопроса очень интересна. Однозначно, что ни один из этих трех пунктов в качестве ответа я предложить вам не могу.

Я бы не хотела говорить о традиционном противостоянии в руководстве областью, или утверждать это, поскольку, когда Юрий Алексеевич приехал в область, я была одной из тех, кто его поддержал. Несмотря на то, что у него не было опыта хозяйствования и управления областью, было решено, что все вопросы мы будем решать совместно.

В принципе, попытки соединить его молодость и желание работать с моим опытом и знанием области были. Но, скорее всего, это политика создала помехи для нормальной работы с точки зрения управления областью. Именно политика. До тех пор, пока я была членом партии «Народный Союз «Наша Украина», пока Юрий Алексеевич видел во мне опору в политическом плане, у нас все было нормально.

Мой выход из партии привел к тому, что Юрий Алексеевич серьезно заявил, что мы имеем разные видения и находимся на разных полюсах.

По моим данным, после моего выхода из партии, Юрий Алексеевич получил серьезнейшее задание из Секретариата Президента бороться за освобождение кресла председателя областного совета от Синявской.

Я думаю, что он вынужденно это делает. Честно говоря, мне кажется, что он не всегда делает то, что он бы хотел делать на самом деле и по своему желанию.

- Ирина Максимовна, Вы очень часто говорите фразу «по моим сведениям». У Вас в Секретариате Президента есть источник информации?

- Конечно,

 -Насколько эта информация достоверна?

- Все сведения, которые я получаю из Секретариата Президента с начала 2005 года, оправдались, ни одна информация не была «пустой», скажем так.

-У Вас там есть «резидент»?

-Я бы так не сказала. Не забывайте, что в 2004 году я работала со всеми теми людьми, которые назначены губернаторами или заместителями губернаторов. Эти люди сейчас возглавляют областные организации партии «Наша Украина», некоторые работают на Банковой… Не зря говорят, что даже у стен есть уши. Ничего тут удивительного нет, что информация поступает, это, во-первых, а во-вторых, никто ее там и не скрывает.

Если на новогодней встрече руководитель Секретариата Президента Виктор Балога в присутствии всех губернаторов довольно жестко охарактеризовал меня и поставил определенные задачи…Знаете, где больше двух, утаить что-либо невозможно.

В Секретариате и на Банковой и не пытаются сохранить тайну, поэтому те, кто считает, что меня незаслуженно пытаются наказать, рассказывают мне эту информацию…

И, самое главное, что я неоднократно разговаривала с Юрием Алексеевичем, и он это тоже не скрывает. Он, может быть, скрывает это перед средствами массовой информации, но в разговорах со мной, конечно, нет.

-Получается, он знает, что вы знаете?

-Да

-Почему сложилась такая ситуация, когда ХДС и КУН в области не подписали договор о создании мегаблока на выборах?

-Руководителей ХДС и КУНа никто не позвал на подписание.

В 2006 году произошло формирование блока на выборах в парламент не в соответствии с какой-то четкой стратегией партии, а по желанию партийных руководителей областных организаций. Причем в «Нашей Украине» как оранжевый князь, Павел Иванович Жебривский определял: «С этим подписываю, с этим не подписываю», таким образом, в 2006 году, в коалицию не попал никто: ни КУН, ни ПППУ, ни УНП, ни Рух. Только ХДС попал в коалицию, и то потому, что в хороших отношениях с ХДС был Ярослав Долгих, который в 2006 году был заместителем Павла Ивановича по партийной линии. В этом году  оранжевые наступают на те же грабли.

-Вы считаете, будут проблемы?

Под большим вопросом  идеологическое единство этого мегаблока. Уже на областном уровне Павел Жебривский принял решение, видимо, посоветовавшись с губернатором, не приглашать на подписание названные политические силы, потому, как они «ненадежные партнеры».

Второй вопрос аспект еще серьезней, идет решение вопроса о создании пропрезидентской партии. Я не хочу проводить аналогии, но под таким авторитарным давлением рождались страшные авторитарные партии, и, не дай Господь, если Украина пойдет по этому пути. Речь идет не об идеологическом объединении, а о создании партии «под личность», и мне страшно представить, что будет, если это произойдет. Поскольку речь идет о том, чтобы распустить партии, вошедшие в мегаблок и заставить людей лично войти в партию, которая, будет, видимо, называться «Наша Украина».

Я совершенно не против того, что будут возникать, объединяться партии, но не за счет роспуска таких партий как «Правиця», или ХДС.

Меня сейчас это не касается, я вне партии, вне интриг, но уже одно то, что две областные организации партии не пригласили на подписание, говорит о том, что авторитарный режим в «Нашей Украине» продолжает крепнуть.

-Очевидно, наступит, время, когда Вам придется определиться с партийностью

-Во-первых, не думаю, что так жестко будет поставлен вопрос, поскольку я сейчас в работе не отдаю приоритета какой-либо партии. Во-вторых, я считаю, что на должности председателя областного совета не может работать член партии, поскольку необходимо сотрудничать со всеми партиями. В регламенте нашего совета, который утвержден депутатами, сказано, что председатель и заместитель являются внефракционными. Эта норма регламента Житомирского областного совета до сих пор не изъята. И видимо, закон о выборах должен включать норму о том, что руководители представительских органов местного самоуправления не могут быть членами партий. Они должны либо приостанавливать членство в партиях, либо проходить по спискам как беспартийные, что закон о выборах позволяет.

-Есть еще третий путь – прямые выборы председателя областного совета, это реально?

-Самое правильное, это выбор председателя облсовета всеми жителями области, но тогда нужно формировать исполком и отвечать за развитие этих территорий – это как раз и есть второй этап политической реформы.

Есть еще один путь – смешанная система – 50% депутатов попадают в облсовет по партийным спискам, а 50% депутатов избирается напрямую по округам.

-Ваше отношение к досрочным парламентским выборам?

-Разорвать нарыв на теле украинского общества можно только путем выборов, но я бы очень хотела, чтобы состоялись такие выборы, которые будут иметь результат, а не те, которые могут состояться. Даже сам Президент признает, что существенно расстановка сил в парламенте не изменится. Если она не изменится, мы можем получить ситуацию, в которой опять больше 150 депутатов сложат полномочия, и Верховной Рады снова не будет.

Я бы очень хотела, чтобы 30 сентября выборы прошли, а 5 или 10 октября мы бы уже знали результаты и начали работать.

- За какую партию Вы будете голосовать?

- Я не могу сейчас с уверенностью сказать за какую политическую силу отдам свой голос, но я знаю точно, что не буду голосовать за «Нашу Украину». Чтобы сделать выбор, я должна посмотреть программы, прежде всего…И самое главное, посмотреть списки.

-Где Вы будете голосовать: в Киеве или в Житомире?

-Я прописана в Киеве, живу в Житомире, все последние годы на выборах я брала открепительный талон и голосовала в Житомире. У меня есть время, чтобы определиться с этим вопросом.

Житомир.info

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі