15 January 2025, 07:55 Житомир: °C
Тина Антонович
Психоаналитик. Член Украинской Ассоциации Психоанализа. Практикую групповой и личностный психоанализ (взрослые, подростки, дети с 4-х лет). В этом блоге взгляд психоаналитика на различные жизненные ситуации, происходящие c жителями нашего города.

Съесть слона по кусочкам. / Альтернативный взгляд на проблему.

 Теория гласит, что когда перед тобой стоит розовый слон, похлопывая ушами, и тебе нужно его съесть, то сделать это можно только съев его по кусочкам. Вот ты стоишь перед ним (кто в живую стоял когда-то перед настоящим слоном сейчас могут точно прочувствовать момент), и мысленно расчленяешь его на части: ноги, нет, ноги тоже слишком большие, уши, да нет же, уши размером с черный плащ у мультяшного персонажа, хвост, да этот хвост размером с гадюку. Как можно съесть что-то, размером с гадюку?

 

 Ты стоишь перед ним, решаешь, с какой же части начать (а в книжках, между прочим, не пишут порядок, по которому этот вопрос можно решить), гадаешь, спрашиваешь. Да это же огромный слонище! И как его вообще можно съесть? И кто сказал, что это вообще возможно? Ладно, давайте заберемся повыше него, на дерево или специальную лестницу. Верно, все дело в том, что я смотрю на слона снизу вверх, именно поэтому он и кажется таким большим. А нужно на этого гиганта посмотреть с другой перспективы. Свысока. И вот я забираюсь на лестницу и смотрю на этого монстра сверху вниз. И сразу же мне эта проблема кажется не такой уж и большой. Да что там, я сразу же парю, прям, над этим слоном, и жую его, так что от зубов отскакивает. Да? Черта с два. Вот стояла я так на лестнице размером с два этажа и смотрела на слона сверху. Так у него такая спина сверху огромная и плоская, что на ней усядутся 4 взрослых человека с согнутыми ногами. С чего начать? С чего начать есть слона по кусочкам?

 

Но у нас есть разнообразные специалисты. Предположим, кто-то специализируется в том, что может разрезать слона на кусочки, и в рот вам положить. А вам лишь только жевать его с удовольствием, да радоваться уменьшению проблемы. Есть специалисты, которые выдадут вам очки уменьшающие, и кормить вас будут. Где-то на середине третьей ноги вы устанете жевать и в надежде спросите, сколько же там еще осталось. Дружелюбный позитивный голос с воодушевлением ответит вам: «О, знаете, вы справились с целыми 3-мя процентами животного! У вас великолепная динамика! Так держать.». Другие специалисты скажут вам, все дело в цвете. Розовый - это сильно…. нежно. Компроментирующе! Кто захочет есть розового слона. Вот если его перекрасить в черный цвет. Или в красный. Или лучше каждую часть разукрасить в разные цвета. Или нет, давайте мы поработаем с вашим отношением к проблеме и исследуем когнитивный диссонанс:

  • Вы изначально настраиваетесь на негативный исход.
  • Так конечно же, передо мной слон…
  • Да, но если посмотреть на этот вопрос с другой стороны…
  • Так с какого бы боку я на него не смотрел - огромный розовый слонище.
  • Вы сужаете перспективу своего творческого взгляда, вот если мы уйдем от трехмерного изображения и посмотрим на вопрос в двухмерном, давайте нарисуем слона на бумаге…
  • Угу… но слон до сих пор тут стоит…

 

Бывает, что в некоторых ситуациях у нас есть дедлайны по слону. Сроки, когда с этим животным нужно разобраться. Вот вчера, например, нам надо было его доесть до конца. А сегодня у всех несварение желудка. Но в другой ситуации этот слон редко стоит перед нами на поверхности. Он есть, но зарыт под почвой времени и привычных детских реакций. И он такой большой, потому что зарыт, ведь он в детстве казался нам таким огромным. И мы боимся этого огромного слона, которым мы его помним. Едим по кусочкам не понятно что, какую-то галограмму старого детского переживания. А если задаться цели и заняться археологическими раскопками…? Чаще всего это действительно окажется слон (хотя и не обязательно), вернее, слоненок, часто и не розовый. И по мере раскопок, на которые потребуется время, все будет идти своим чередом и своей скоростью. И порция нам будет посильной, и драйва от открытия будет много. И получится ваш личный археологический шедевр, который не обязательно есть.