Офицер 95-й аэромобильной бригады Валерий Логинов, который участвовал в обороне Донецкого аэропорта, рассказал Житомир.info о том, какая продукция оборонительного назначения нужна нашим вооруженным силам на востоке Украины, а также о том, насколько эффективными являются отечественные аналоги иностранного вооружения.
Далее прямая речь Валерия Логинова:
Давайте начнем с того, что мы будем реалистами: страны НАТО, США, Европа оружие нам не дадут. Почему? Потому что на переговорах в Минске, да и не только в Минске, а вообще - это позиция четкая России, что в том случае, если Украине будет передано летальное оружие, Россия будет предпринимать свои ответные шаги, как они говорят. Мы так понимаем, что это будет просто полномасштабное вторжение, о котором нам постоянно говорят. Поэтому ставка Европы и США в первую очередь, все таки, на решение нашей проблемы мирным, дипломатическим путем. Путем санкций, давления экономических санкций. Насколько это правильно - покажет время, потому что мы - люди военные. Мы смотрим более узко и через те стеклышки, которые нам дают. Но прошу отметить особенно - вопрос о передаче летальных вооружений и в первую очередь комплексов «Джавелин» в нашей прессе возник тоже не случайно, а именно в преддверии встречи в Минске, это был тоже как один из аргументов угрозы, которую должна была рассматривать Россия. К сожалению, нет такого разграничения между понятиями про наступательное и оборонительное вооружение. Мы говорим именно о том, что бы нам поставили именно оружие для обороны. То есть те же самые противотанковые управляемые ракеты, комплексы «Джавелин». Они используются для чего – для уничтожения бронетанковой техники противника, а она в свою очередь действительно используется для наступления, как ударные соединения. Поэтому можно было бы рассматривать такой вопрос не взирая на позицию России.
То, что Украина требует на данный момент, имеет исключительно оборонительный характер. У России главное наступательное вооружение – это танки, бронетанковая техника. Они ее используют. Так же как и артиллерию. Но в первую очередь это танки. Для того, что бы уничтожать танки нам действительно нужны противотанковые комплексы. Я не думаю, что Европа или НАТО выделят нам свои противотанковые установки, но, в принципе, в Украине у нас существует достаточно мощный военно-промышленный комплекс. У нас есть та же самая разработанная система «Стугна», которая, да она не является системой последнего поколения как «Джавелин», но, по крайней мере, она полностью соответствует по характеристикам, а может даже в чем то и превышает аналогичную российскую систему.
Поэтому я думаю, что в этом направлении нам надо работать исключительно с украинским военно-промышленным комплексом, создавать новые рабочие места, производить новые разработки. Со стороны стран Европы и НАТО, я думаю, что нам желательно было бы получать, например, бронированную технику, легкую бронированную технику. На колесном ходу в первую очередь, возможно, на гусеничном. Да пусть они идут без систем вооружения, но на эту легкую бронированную технику мы можем ставить свои комплексы «Сармат», в которые входит крупнокалиберный пулемет 12.7 мм и противотанковый комплекс. Я думаю, что установка такого комплекса не составит большой сложности для наших предприятий. Некоторые люди могут сказать о том, что у нас существуют хорошие варианты бронированных машин для нужд армии, но хочу подчеркнуть, что для этого их еще надо произвести. Это требует времени и денег. Поэтому, как наиболее простой вариант требующий меньше затрат - это все таки использовать иностранную военную технику.
Существуют и проблемы с той же самой легкоколесной бронированной техникой. На завод «Богдан» дали заказ на производство 90 машин «Барс». На самом деле, по отзывам людей, которые тестировали эту машину, она является все таки
«сырой» и недоработанной. С ней есть проблемы. И одна из таких проблем, в частности, это отсутствие подкачки на колеса, то есть нужна существенная доработка. Поэтому для использования в боевых условиях такая машина мало пригодна. Любое пробитие и машина остается на том месте где ее застало пробитие. Это первый момент. Хорошо себя показали машины «Спартан». Они использовались и применяются в 95-й аэромобильной бригаде. По отзывам ребят, воевавших на «Спартане», о них высказываются довольно таки позитивно. После подрывов на фугасах потерь среди ребят не было.
У нас есть очень интересная разработка как аналог американского «MК 19», это автоматический станковый гранатомет, наша маркировка идет «УАГ-40». Это 40-мм гранатомет автоматический, разработанный под гранату стандарта 40 на 53 мм. Это американская граната осколочная. Предшественником этого оружия является АГС-17, но это все таки немного устаревшее вооружение советской армии, хотя действенное, весьма действенное в оборонительных условиях, оружие. Достаточно боеприпасов под него. Проблема «УАГ-40» заключается как раз в отсутствии боеприпаса как такового. Если «УАГ-40» мы способны произвести на наших предприятиях, то пока линии по производству боеприпаса к нему у нас не создана. Над этим необходимо работать. Если мы сможем организовать покупку соответствующего боеприпаса у стран НАТО – было бы весьма неплохо. Потому что, как показывает практика и Грузинской войны, когда грузины были вынуждены бороться с бронетанковой техникой россиян, подобный гранатомет является достаточно эффективным оружием для уничтожения бронетехники противника. Это было бы неплохо если бы приняли на вооружение.
Вооружение это не только то что стреляет. Сюда относятся и средства связи, и средства наблюдения, те же приборы ночного виденья.
Одна из наших компаний производит систему артиллерийского управления огнем компьютеризированную. Я не знаю или она применяется в вооруженных силах на данный момент. Потому что мы использовали достаточно “допотопные” возможности: и планшеты и карты ориентирования на месте. В то же самое время, полгода назад, летом 14-го года, было продано порядка 300 комплектов подобной системы в армию Афганистана для корректировки огня. В то время когда наша страна воюет, мы в первую очередь должны заботиться о своей собственной армии, а не о пополнении бюджета за счет перепродажи оружия. Хотелось бы обратить особое внимание на то, что «Укроборонпром» планирует увеличить производство танков «Оплот». Танк конечно, замечательное, но весьма дорогостоящее оружие, и предназначено в первую очередь для наступательных боевых действий. На мой взгляд, необходимо все таки больше уделить внимание на производство именно противотанковых средств.
В поставках вооружения в Украину со стран НАТО или США опять таки есть еще такой нюанс, но это уже скорее элемент психологической войны, информационной войны против Украины. Вы заметьте, что риторика Москвы и Путина в частности, заключается в том, что здесь на стороне Украины воюют именно американцы и они воюют с американцами. И в том случае если будут поставки вооружения в Украину, то это станет лишь дополнительным поводом для России утверждать, что Майдан инспирирован именно спец службами США.