Інтерв'ю

Директор «Житомиртеплокоммунэнерго» о новых тарифах на тепло, холодных батареях и экономии

16 March 2015, 15:30

В интервью Житомир.info директор коммунального предприятия «Житомиртеплокоммунэнерго» Дмитрий Рогожин рассказал, на сколько вырастет тариф на тепло для населения с апреля 2015 года, как предприятие собирается минимизировать тарифы для населения в марте, почему в квартирах житомирян отключают батареи и какое предприятие он считает самым бесхозяйственным и безграмотным в Украине.

- Дмитрий Владимирович, в апреле житомиряне получат квитанции за отопление согласно новым тарифам. Для большинства людей они, скорее всего, станут шоком. Какие шаги предпринимает или намерено предпринять ваше предприятие, чтобы уменьшить счета за отопление?

- Мы стараемся, чтобы максимально минимизировать тарифы для населения не только в ноябре, но уже и в марте 2015 года. Есть всего два способа перерасчета тарифов. Первый – акт на ненадлежащее отопление. Таких фактов в Житомире очень мало - процентов 7-8. В первых числах марта к нам поступило 317 звонков и 56 письменных заявлений касаемо якобы ненадлежащего предоставления услуг. Ни одно обращение не было подтверждено.

Перерасчет начинается с +18 градусов и ниже. Вот люди говорят: вы плохо топите, у нас холодные батареи. Для нас главный показатель – тепло в доме. Если мы не будем останавливать батареи, мы просто будем перегревать дома. Мы просто людей задушим. Поэтому мы это не делаем.

Я для себя поставил задачу, чтобы максимально приблизить тариф за тепло – у нас было 7,40 (гривен) суммарный летне-зимний тариф, чтобы к этому тарифу максимально приблизиться.

Для того, чтобы пересчитать тариф людям, я должен остановить котельную минимум на 12 часов. Тогда я имею законное право пересчитать тариф в сторону уменьшения. Для чего мы людям делаем холодные батареи – не потому, чтобы было холодно, а для того, чтобы иметь основания пересчитать тарифы. Хотя в квартирах в это время было 21-22 градуса. Как только объем потребленного газа и время работы котельной будут соответствовать возможности пересчета, (мы сделаем этот перерасчет – ред.). А 5% (стоимости) у нас – это миллион, 10% - это 2 миллиона, которые я не возьму с населения, дав возможность пересчета.

Мы заинтересованы в том, чтобы наши люди платили как можно меньше, и иметь возможность пересчета при теплой погоде на улице. Поэтому в марте мы однозначно найдем возможность пересчитать людям тариф, чтобы они меньше заплатили. Люди в апреле получат квитанции за март, которые будут пересчитаны. И поэтому когда у людей холодные батареи, это не значит, что у них холодно в квартире. Мы подыскиваем интервал, чтобы за сутки остановить котельную на столько, чтобы можно было сделать пересчет.

- По каким новым тарифам будут платить за тепло житомиряне?

- С 1 апреля утверждены новые, увеличенные на 77%, тарифы на услуги отопления и горячего водоснабжения для населения. Для потребителей, дома которых оборудованы приборами учета, тариф составит 622,94 грн. за одну гигакалорию (утвержденный 1 августа 2014 года составлял 351,53 грн.). Для потребителей, дома которых не оборудованы приборами учета, тариф оставит 14,89 грн. за кубометр площади (с 1 августа составлял 8,40 грн.).

- Если сравнить эти цифры со средними по Украине?

- У «Житомиртеплокоммунэнерго» один из самых низких тарифов в Украине среди городов, где нет теплоэлектроцентралей – 511,23 гривен за гигакалорию без ПДВ и других составляющих. Этот тариф ниже только у одного предприятия - «Черновцытеплокоммунэнерго».

Несмотря на это, я считаю, что тариф в 14,89 грн. необоснованный. Мы должны работать более эффективно для того, чтобы не обдирать людей. Хотя на самом деле он убыточный процентов на 10, потому что прошла большая индексация по ремонтам, стоимости оборудования. Это называется тариф выживания, который закончится года через 2.

- А что будет потом?

- Потом будет 1 апреля, когда люди получат счета 7166 гривен за 1000 кубометров газа. А у нас, у теплокоммунэнерго, эта проблема возникнет 1 ноября 2015 года, когда мы выставим первые счета за отопление.

- Субсидии как-то избавят людей от тяжелого бремени платежей?

- Субсидия, как вы понимаете, не берется ниоткуда. Это из ваших и моих налогов. То есть, я заплатил налог, и мне эти налоги вернули. Субсидия – это скрытое обирание меня самого. А как по-другому? Я заплатил налоги, и мне эти налоги подарили.  

- Но все же...

- Субсидиями до нынешнего периода пользовались процентов 20% людей, которые имели на нее право. Поэтому насколько они побегут оформлять эти субсидии... Я считаю, что да, нужно оформлять субсидии. Но без монетизации субсидий, льгот на проезд, дотаций... Дайте людям деньги. Пускай они сами решают, ездить на велосипеде или троллейбусе, палить газ или дерево. Малообеспеченное население должно получать живую денежную дотацию. Лучше купить себе кефир, чем жечь дорогой газ. Я нормально к этому отношусь. То есть, это абсолютно бестолковая политика: государство не должно дотировать государство. Бесхозяйственность государства не должна дотироваться самим государством. Это неправильно. Второе. Не должен каждый житель Житомира, Киева, Львова закрывать своим карманом бесхозяйственность «Нефтегаза». «Нефтегаз» - это черная дыра. Можете это написать. Это самая бесхозяйственная, безграмотная организация Украины, где месячная зарплата уборщицы больше, чем ваша годовая зарплата. Это неправильно. Поэтому мы не должны дотировать «Нефтегаз» из-за его бесхозяйственности. Надо прекратить это. Кому-то не хватает волевого решения, чтобы это прекратить. Потому что это кормушка. Я это говорю, потому что чувствую это каждый раз. Каждая проблема, каждый закон, каждое нововведение – это проблема, и чем дальше, тем глубже мы шагаем в бездумность, безграмотность и безответственность. И все это прикрывается коллективной безответственностью, которая называется «Верховная Рада». И принимаются эти бестолковые законы.

- Давайте все же вернёмся к тарифам. Они, по-вашему, приемлемы для большинства населения?

- Это вымогательские тарифы. Что можно сделать? Навести порядок в «Нефтегазе» раз. Второе – это оборотные средства. Есть два вида работы экономики Украины. Есть бюджет экономии, а есть бюджет развития. Сейчас наше правительство идет по первому сценарию. Бюджет экономии приводит к потере рабочих мест, сворачиванию программ, то есть, это тупиковый путь. Поэтому нашим власть имущим надо сделать выводы и начать делать бюджет развития. Для того, чтобы делать бюджет развития, нужно долю оборота предприятия постоянно оставлять в оборотных фондах, но прописать квотирование, чтобы оно было прозрачно. Чтобы эти деньги не воровались, а оставались в обороте предприятия, любого. И чем больше предприятие производит, тем больше оно должен иметь оборотного фонда. Но для этого нужно иметь мозги, чтоб такие законы прописывать. Мы (ЖТКЭ – ред.) такой путь прошли, потому что в 2011 году мы договорились, нашли «золотой» консенсус с «Нефтегазом». Я объяснил первому заму (главы) «Нефтегаза», что если мы не возьмем деньги в оборот, а возьмем и «тупо» заплатим «Нефтегазу», мы никогда в жизни не сможем отойти от этих 40 процентов оплаты за газ. У нас первый год было 42%, второй 67%, третий 82, а четвертый – 100%. То есть, 2014-й год мы закончили 100-процентной оплатой за газ деньгами, а с льготами и субсидиями – вообще 129%. И этот год будет такой же. На самом деле мы уменьшили задолженность, просто люди сейчас не платят, бюджет не платит. То есть, мы увеличили задолженность на 40 млн. грн., дебиторская задолженность 73 миллиона. То есть, у нас есть колоссальный ресурс, чтобы эту дебиторку уменьшить и заплатить за газ. Необоснованно сняли разницу в тарифах, она возникнет, она будет, и в любом случае государство будет обязано ее вернуть. А там еще будет миллионов 25 только за первое полугодие. Поэтому мы однозначно миллионов на 20-30 уменьшим задолженность по газу. Но это мы сделаем как предприятие, которое тратило деньги на энергоэффективность, мероприятия. Те, кто этого не делал, как были в плохом положении, так и останутся.

- А можно узнать, в чем конкретно выражается энергоэффективность предприятия «Житомиртеплокоммунэнерго»?

- У нас прошла очень серьезная капитализация. Мы реально на удельную гигакалорию уменьшили потребление газа на 40%, электроэнергии на 40%. Сейчас наше предприятие в 10 раз уменьшило теплопотерю в сетях. Это миллионы гривен. Пускай даже в 5 раз уменьшить потери – 600 тысяч кубов, ил 60 миллионов реальных денег.

- Что эти реальные показатели дают отдельно взятому потребителю, ведь суммы за отопление приходят довольно кругленькие?

- Очень многое дают. Люди платили бы не 511 грн., а 600, 700 за гигокалорию. Не 14,89 грн., которые мы пересчитали, а больше. Я не хочу «скакать» в эти цифры. Я их пока не вижу, не понимаю. Пока не наведут порядок в «Нефтегазе», я эти цифры не воспринимаю. Наши люди много лет платили 7,30 грн., стали платить 8,40. Там, где есть счетчик и где есть возможность перерасчета, платят намного меньше. То есть, 8,40 реально заплатило, может быть, 50% населения. И то ноябрь пересчитали на миллион восемьсот, март пересчитали. То есть, это будет не 8,40, а 7,80 - 7,90 грн.  Другие города уже платят дороже на протяжении всего отопительного сезона, то есть, с ноября 2014 года. Средняя цена по Украине – 11,40 грн. То есть, эффективность нашей работы отражается уже сейчас, всю зиму отражается на людях. То есть, если у нас будет 14,89 (тариф за 1 кв. м) - в других регионах будет 18-20 гривен. Это не нормальная цена, но она такая будет при существующем подходе. Надо менять подходы Минтоплива и строить систему топливно-энергетической безопасности в Украине...

- Спасибо за интервью.

Житомир.info

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі