Інтерв'ю

Основатель житомирского бизнес-клуба рассказал о социальных проектах, сотрудничестве с властью и мотивах активистов

20 September 2019, 18:00

Вадим Лиски – один из совладельцев ООО «Житомирский картонный комбинат», которое более известно житомирянам как бывшая бумажная фабрика. В последнее время бизнесмен и его предприятие активно проявляют себя, участвуя в жизни города, поддерживая и инициируя различные проекты, а сам Вадим Лиски является основателем местного бизнес-клуба.

- Вы уже чувствуете себя житомирянином?

- Да.

- Сколько лет вы связаны с Житомиром?

- Житомирская часть моей биографии началась с середины 2009 года. Вначале я не рассчитывал на такое длительное пребывание здесь, думал – приехать, разобраться с предприятием, «поставить его на ноги» и заняться другими проектами. Но со временем стало очень интересно и я переехал. Где-то на третий год моего пребывания в Житомире, когда у меня появился какой-то круг общения, новые интересы, велосипедные маршруты, любимые места отдыха, я почувствовал, что могу себя назвать житомирянином.

- Для вас, как человека, который здесь не родился и не прожил всю жизнь, какая главная особенность Житомира?

- Я поездил по миру и по Украине, пожил в разных городах, во всех областных центрах. До Житомира я жил в Полтавской области, потом в Луганске, в Харькове, в Киеве. Со столицей, конечно, сравнивать тяжело – там абсолютно особый уклад жизни. Но если сравнить с Луганском или Харьковом, то Житомир намного уютней, чище, в разы зеленее. Главная его особенность – комфортный город для жизни.

- Как маленькая уютная квартирка?

- У меня другие ассоциации. Он не настолько маленький, и не ощущаешь нарушения чувства приватности. В то же время – не настолько большой, когда ты полностью растворяешься в чужом городе, чувствуешь себя «микробом» как, например, в Нью-Йорке.

- Идея создания житомирского бизнес-клуба – это был такой своеобразный сигнал для закрепления позиции «я – житомирянин»?

- Нет, был совершенно другой посыл, другое желание и помыслы. Идея создания клуба появилась тогда, когда я понял, что у предприятия, которым я управляю, которое наша команда развивала, появились возможности делать какие-то новые социальные проекты, что-то менять, а не просто платить налоги и создавать рабочие места. Я убежден, что в городе можно многое изменить, но самому делать это очень сложно. Постепенно у нас образовался круг бизнесменов-единомышленников, объединенных общими принципами и видением развития города, роли бизнеса в нем. Это все предприниматели с легальным бизнесом, без криминальных или мошеннических «шлейфов», которые тоже проявляют интерес к социальным проектам, занимают активную позицию, социальную или политическую. Как то так сложилось, что мы смогли объединить людей разных сфер деятельности и влияния. Честно говоря, ранее я был уверен, что такая площадка уже есть, люди где-то общаются, что-то социально важное обсуждают. Но оказалось, что в Житомире такого нет, и я решил организовать: переговорил с теми, кого уже давно знал, потом составил список тех, кого можно пригласить, со всеми лично пообщался. Коллегам идея понравилась, и такой клуб появился.

- Официальная дата создания бизнес-клуба?

- Май 2018 года. Более года инициатива не была формализована и только в сентябре этого года мы официально зарегистрировали общественную организацию «Житомирский бизнес-клуб», которую я возглавляю. У нас закреплен ротационный принцип руководства, создан наблюдательный совет.

- Состав первого заседания бизнес-клуба и последнего существенно отличается?

- На первом заседании было около 100 человек, мы снимали помещение в гостинице Reikartz и был полный зал. В процессе общения, дискуссий, кофе-брейков понимаешь, что кому-то интересно, а кто-то вообще не понимает, для чего он пришел.

- Люди сами «отсеивались» или вы просили их уйти?

-Кто-то сам «отсеивался», кто-то появлялся – рекомендовали или приводили сами участники заседаний. В итоге на сегодняшний день остался костяк из 20 человек. Это все достаточно разные люди – есть руководители и собственники крупных и не очень крупных предприятий, ІТ-компаний, представители учебных заведений, просто люди с активной позицией. По большому счету смысл клуба в том, чтобы собрать активную городскую «прослойку», которая хочет что-то изменить. Это не закрытое общество, где готовят какие-то заговоры, а прежде всего площадка для дискуссий – для обсуждения возможностей и инициатив, для внедрения социальных проектов. В рамках клуба собираются люди, которые каким-то образом – идеями, финансами, возможностями – могут повлиять на то, чтобы город стал лучше, комфортнее, перспективнее.

- По поводу сотрудничества с городской властью – они поддерживают ваши идеи или вы реализуете их идеи?

- Прежде всего – это тандем. Как правило, мы, как бизнес-клуб, инициируем, а городская власть поддерживает, прислушивается. Мер, кстати, тоже часто присутствует на заседаниях.

- Кроме последнего проекта #ЦяТорба, что еще было инициировано бизнес-клубом?

- У нас были проекты по озеленению, проекты, связанные с экологией, с образованием.

- Насколько я помню, они так не афишировались, как проект с призывом использовать эко-сумки вместо пластиковых пакетов. Промоакции проекта #ЦяТорба были достаточно заметным.

- Потому что, прежде всего, этот проект – мотивационный и просветительский. Наша задача – популяризация эко-сознания, вовлечение как можно большего количества людей, чтобы это стало модным, чтобы люди хотели пользоваться не пластиком, а многоразовыми эко-сумками. Понятно, что тяжело нескольким бизнесменам перевернуть, перестроить сознание общества, но важно было дать первый толчок. Дальше проект будет развиваться если не самостоятельно, то, по меньшей мере, без значительного внешнего стимулирования: начинает работать так называемый «револьверный фонд» - вырученные от продаж эко-сумок средства реинвестируются в дальнейшее развитие проекта.

- Вы следите за реализацией этого проекта, есть уже какие-то результаты?

- Конечно. Честно говоря, когда мы только обсуждали этот проект, то я был достаточно пессимистически настроен по поводу готовности участия торговых сетей. Но, на удивление, они поддержали, и сейчас даже запускают собственные локальные проекты. Торговые сети – это всегда бизнес, и все рассматривается через призму эффективности, выгоды, удобства администрирования. И когда мы в гипермаркете «Ашан» провели акцию «День без пластика», то по итогам этого дня они посчитали, что для торговой сети это, фактически, ничего не стоит – это не накладно, не дорого и люди положительно отзываются. И со следующего года «Ашан» планирует полностью отказаться от пластика. Я считаю это значимым результатом нашего проекта.

- Есть уже планы на следующие проекты?

- Они обсуждаются и рождаются во время заседаний бизнес-клуба. Так, на следующем заседании планировали поднять тему социализации ветеранов русско-украинской войны, поддержки ветеранского бизнеса. Сейчас тема социализации ветеранов как никогда актуальна. Главная наша идея – стимулировать ветеранское предпринимательство. В частности, есть идея по поводу привлечения ветеранов в медовый бизнес. Там достаточно глубокая бизнес-цепочка, которая начинается с пасеки. И это такой очень украинский бизнес, Украина – среди мировых лидеров по производству меда. Одна из идей – сделать мини-академию для ветеранов, где желающих будут обучать созданию медового бизнеса. Если власть поддержит, то можно это направление расширить и выйти за рамки «мини». Вот такая идея социализации через аграрный сектор и малый бизнес. У меня дедушка был пчеловод, я знаю, как все происходит, это очень мирное занятие, которое успокаивает, дает новые смыслы, новые интересы. Я думаю, что программа будет помогать ветеранам вернуться в мирную жизнь, найти себя.

- Вы создали бизнес-клуб, пытаетесь улучшить город, а не было желания пойти во власть или пока еще не время?

- У меня были такие мысли, но я пока не чувствую внутреннего посыла, возможно, еще не готов. Есть много того, что я хочу и могу сделать в моем нынешнем статусе – предпринимателя, инвестора, общественного деятеля.

- Предложения были – должности, депутатство?

- Были разные предложения, но пока я вижу свою эффективность в бизнесе и в различных социальных инициативах.

- Есть вероятность, что до местных выборов будете готовы?

- Пока об этом не думал.

- Вы, даже не будучи во власти, уже столкнулись с действиями местных активистов – это был шантаж или все же отстаивание интересов людей?

- Я, может, сейчас скажу непопулярную вещь, но я считаю, что активисты – это сложность нашего времени. Я понимаю и поддерживаю наличие активной позиции в жизни – только так можно что-то изменить. Но в общественном сознании уже сформировался какой то очень «непонятный» образ активиста. И как правило это слово, которое берут в кавычки. Это люди, которые создают кучу проблем и много шума, перекрывают дороги и тому подобное. Их действия сродни терроризму. С другой стороны, в моем окружении есть очень много людей, которые просто действую, делают свою работу, меняют свою жизнь и окружающие условия. Таких активистов я готов поддерживать – давайте вместе сажать деревья, убирать в лесу, озеленять дворы и улицы, очищать реки. А когда это превращается в какой-то террор или провокации, мне это не понятно и неприятно…Вы же понимаете, что многие псевдо-активисты пользуются этим для наживы, вымогательств.

- Кстати о вымогательствах: не так давно задержали одного из «активистов», который требовал деньги с директора лесхоза. А к вам приходили с предложением – заплатите и вас оставят в покое?

- У меня лично были очень короткие встречи с нашими районными активистами, и на первой же встрече я эту тему обозначил: если речь о деньгах, о какой-то коррупционной составляющей, то нам вообще не о чем говорить. Я думаю, что мотивы даже у наших активистов могут быть разные: частично – действительно сделать что-то хорошее, привлечь внимание к проблеме, а частично – реализовать какие-то свои политические амбиции, таким методом добраться куда-нибудь, получить какие-то преференции.

- В последнее время я уже не слышу публичных обвинений в адрес вашего предприятия, вопросы по лесу сняты, выбросы в норме?

- Я за то, чтобы у людей был настрой на какой-то конструктив, на действие. У меня первая встреча с активистами была в конце 2017 года. Я им тогда сказал: у вас есть два варианта – встретиться со мной, одним из собственников ЖКК, высказать все в лицо, договориться о каких-то действиях, обсудить. Я выскажу свои аргументы, вы – свои, будет дискуссия. Ну или второй вариант – вы идете и кричите в горсовете. Они ответили: конечно второй вариант, мы идем в горсовет, там будут видеокамеры. Аналогичный случай был приблизительно через год, когда они хотели прийти и посмотреть, как работает предприятие. Я ответил: хорошо, мы все организуем, покажем, как мы работаем, раскроем весь технологический цикл. Вы увидите, что и как мы перерабатываем, что у нас тут не радиоактивные отходы, а экологически чистое предприятие, что мы не сжигаем резину, увидите все сами, пощупаете, собирайте группу. Вызвались восемь человек, пришли трое. Остальные сказали, что в это время они идут на какую-то другую акцию. Такая позиция, по моему мнению, направлена не на конструктив, не на диалог и решение вопросов.

- Но можно сказать, что активисты подтолкнули вас к подписанию меморандума о социальной ответственности, к активному шефству над детским садом?

- Мы и до этого помогали городу. А детский сад вообще был построен в советские времена нашей бумажной фабрикой. Более того, пока не был решен транспортный вопрос в микрорайоне, предприятие организовывало подвоз детей в школу №33 – договорились с перевозчиком, который наших рабочих возил. И детским домам постоянно помогали, и нашим военным в АТО. Но, действительно, после выступлений активистов мы начали об этом больше говорить публично. Даже не для пиара, а потому что если ты делаешь что-то позитивное, то кто-то может взять это в качестве примера или присоединиться.

- Какие проекты, в которых участвовало ваше предприятие, вы считаете наиболее успешными, наиболее знаковыми?

- Мы постоянно участвуем в проектах, но, наверное, самый значимый из новых – это Дом ветеранов. Мы рады были поддержать этот и другие ветеранские проекты. Мало кто знает, кстати, но сама история Дома ветеранов началась с проекта «Обличчя миру», который также мы помогали реализовывать в Житомире.

- Чтобы вы посоветовали тем, кто начинает свой бизнес в Житомире – на что обратить внимание, где «плюсы», а где «минусы»?

- Бизнес – это сложная штука, либо ты умеешь им заниматься, либо нет, независимо от места. В Житомире как раз хороший бизнес-климат, который поддерживает мэр, местная власть. Наверное, я бы посоветовал идти на диалог с властью: озвучивать свои идеи и рассчитывать на помощь со стороны городской власти, прямо указывая, какая помощь необходима. У нынешнего мэра прогрессивный взгляд на сотрудничество власти и бизнеса, возможно, потому что он сам – из бизнеса. И у него есть понимание, что бизнес – это кровеносная система города, это налоги, рабочие места и развитие Житомира.

Тамара Коваль, редактор Житомир.info

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Теги: Ліскі ЖКК  
Матеріали по темі